Сталевар на демонстрации в Страсбурге, Франция
Франция находится на краю периферии Еврозоны
Рынок не согласится с такой точкой зрения. Например, рынок долгосрочных французских гособлигаций (ОАТ) не видит никаких рисков. Если сравнить процентные ставки в развитых странах, то можно заметить, что во Франции ставки ниже, чем в США, Канаде и Великобритании. Ставки в соседней с Францией Италией и Испанией почти в два раз выше. Но на самом деле состояние экономики Франции не сильно отличается от того, чтобы мы наблюдаем в этих двух странах, и, возможно, даже ещё хуже.
«Нет. Франция не банкрот». — Вы уверены?
«Нет. Франция не банкрот» — под таким заголовком весной 2013 года в журнале Le Monde вышла статья профессора экономики Парижского университета Бруно Мошетто. Давайте попробуем разобраться, что же имелось в виду?
Автор, например, пишет: «Франция не является и не станет банкротом, потому что это означало бы, что страна неплатёжеспособна». Но ведь утверждать это означает то же, что говорить, что ваша дочь не может забеременеть, потому что тогда у неё родится ребёнок. Если что-то сложно представить, то это не значит, что этого не может произойти.
«Государство не может обанкротиться в своей собственной валюте перед внешними и внутренними кредиторами, потому что последних попросят погасить этот долг путём повышения налогов» - продолжает автор статьи. На самом деле у Франции нет собственной валюты, хотя многие считают по-другому. Греция, Португалия, Италия и Испания – все столкнулись с тем, чтобы они не могут печатать собственные деньги. Все мы являемся участниками безрассудного эксперимента под названием «евро». Поэтому, так или иначе, задолженность страны выражена в иностранной валюте.
Следующее, что бросается в глаза – это использование глагола «просить» в предложении «попросят погасить задолженность путём немедленного повышения налогов». Налоговое бремя во Франции и без того одно из самых высоких в Европе. При максимальной ставке налога на прибыль в 75% местные предприниматели покидают страну целыми толпами.
«Кроме того наши заёмщики по-прежнему уверены в стабильности экономики, а ставки никогда ещё не были такими низкими». То обстоятельство, что ставки низкие, а кредиты продлеваются в обычном порядке, означает лишь, что Франция ещё не достигла точки кипения. Любая страна, которая скатывается в кризис до поры до времени в состоянии поддерживать низкие процентные ставки.
А теперь факты:
1. Последние два года Франция находится в состоянии рецессии. Даже правительство начинает осознавать, что темпы роста экономики не увеличиваются и не будут увеличиваться. Standard&Poor’s прогнозирует рост в 1,5 процента.
С кризисом можно справиться, если начать расти быстрее, чем он настигает тебя. Но Франция этого не делает. Количество заводов, построенных с участием иностранного капитала, снизилось в прошлом году на 25 процентов, а темпы создания новых рабочих мест — на 35 процентов. Эрнст энд Янг сообщает, что антирыночное поведение Франции «вызывает отвращение» у зарубежных инвесторов, и даже серия неприятных судебных разбирательств не исправляет положения. Промышленное производство по-прежнему переживает спад, показатель индекса менеджеров закупок (PMI) в секторе услуг и в производства худший в Европе, даже хуже, чем у Италии и Испании.
2. Франция не сможет продолжать наращивать долг текущими темпами. На данный момент во Франции самые низкие процентные ставки по кредитам за последние 30 лет, так, что процент, подлежащий уплате падает, даже когда сумма долга растёт.
Франция приближается к моменту, когда она уже не сможет манипулировать своим долгом. Несмотря на то, что большáя часть долга была списана с баланса на социальные программы, совокупный долг продолжает расти настолько стремительно, что рейтинговым агентствам пора бы уже обратить на это внимание.
3. Величина госдолга Франции сопоставима с послевоенными показателями и начинает сравниваться с величиной госдолга периферийных стран Еврозоны.
Учитывая темпы наращивания долга, ещё немного и Франция окажется в таком же финансовом положении, в каком оказались её соседи на периферии.
4. В этом году дефицит бюджета Франции, вероятно, превысит заявленные ею 4 процента. Французская Счётная палата (Cour des Comptes) призывает сократить бюджетные расходы гораздо больше, чем предлагает президент Олланд. Франции необходимо в срочном порядке реформировать трудовое законодательство, чтобы повысить свою экономическую привлекательность.
Доля расходов на социальную сферу составляет 35% процентов ВВП. Точными данными о текущем размере обязательств Франции по выплатам на социальную сферу мы не располагаем. Однако по данным отчёта, подготовленного Центром исследований социальных контрактов между поколениями специально для ЕЦБ, по состоянию на 2006 год совокупный дефицит финансирования пенсионных обязательств Франции составлял 362,2 процента от ВВП или 6,5 триллионов евро в абсолютном выражении.
5. Франция находится в серьёзном застое. В июне индекс потребительской уверенности был самым низким за последние 40 лет. Уровень безработицы 11,2 процента – самый высокий за последние 15 лет – постоянно рос последние два года. Безработица среди молодёжи – 25,7 процентов.
6. Объём вложений иностранных инвесторов в гособлигации Франции на 50 процентов превышает вложения в гособлигации Италии, и в четыре раза – Испании. Когда инвесторы начали сомневаться в надёжности гособлигаций Испании и Италии, они перевели 1 триллион долларов в облигации правительства США, ожидая, что те будут безопасней. Поскольку Франция не может печатать собственных денег, она должна уповать на добрую волю незнакомцев.
7. Как и все периферийные страны Еврозоны, Франция начала накапливать дефицит торгового баланса. Например, экспорт мяса кур за последние 10 лет упал с 1,2 миллиарда до 200 миллионов евро. Невозможно одновременно снижать госдолг и иметь дефицит торгового баланса – с этой проблемой уже сталкивалась Греция, Португалия, Испания и Италия.
8. Государственные расходы Франции уже составляют 56 процентов ВВП, а соотношение долга и ВВП составляет 90 процентов.
Вполне вероятно, что в 2014 году дефицит бюджета Франции составит более 5 процентов. На прошлой неделе господин Олланд рассказывал, как прекрасно всё будет во Франции через 10 лет: отсутствие безработиц, промышленная революция и доступное жильё. Однако он ни слова не сказал о том, как всего этого достичь.
Но в какой-то момент рынок потребует перейти от слов к действию. Решения, которые будет принимать Франция, а также и Германия сыграют решающую роль в дальнейшей судьбе евро-эксперимента. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 13
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2713
Рейтинг поста: