7 августа российское правительство объявило, что президент РФ Владимир Путин уже утвердил проект инвестиций на сумму 17 млрд. долларов для реконструкции и обновления инфраструктуры Сибирской железной дороги, которая является важной транспортной артерией, соединяющей Европу и Тихий океан, до 2018 года пропускная способность этой железной дороги увеличится на 46%. Вслед за постоянным таянием арктических ледников, появилась возможность масштабного освоения Северного ледовитого океана, а также части Северного морского пути, соединяющего Европу и Дальний Восток. Обладая преимуществами месторасположения, Россия постоянно увеличивает инвестиции в освоение Северного морского пути и железной дороги.
Освоение водных и сухопутных путей
Глобальное потепление климата объективно превращает Арктику в "ровную поверхность", таким образом, у России появилась возможность в освоении Северного морского пути. Будучи одним из самых крупных в мире производителей и экспортеров сырой нефти, РФ в срочном порядке необходимо расширить строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, усилить свои позиции в евразийской торговле. В связи с этим, в последние годы Россия постоянно усиливает освоение сухопутных и морских путей.
Россия планирует до 2018 года увеличить протяженность железнодорожной магистрали до 9300 км, к тому времени годовой объем грузовых перевозок увеличится до 55 млн. тонн. РФ также планирует в 2014 году начать строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали, предполагаемый размер инвестиций – 33 трлн. долларов. Что касается водного транспорта, с 2010 по 2011 гг.. Россия проложила путь от порта Мурманск до китайского города Нинбо, от о. Новая Земля до Берингова пролива. Использование старых и новых маршрутов позволяет постоянно повышать транспортную мощность страны. Эксперты прогнозируют, что в будущем потенциальная грузовая пропускная способность Северного морского пути как минимум достигнет 30 млн. тонн в год.
Кроме полутора месяца, когда нет дрейфующих льдов, в остальное время на Северном морском пути необходимы ледоколы. В связи с этим, с 2011 года Россия восстановила строительство ледоколов. Вплоть до первой половине 2013 года у РФ насчитывалось 9 атомных ледоколов. До 2020 года Россия планирует построить как минимум три атомных ледокола нового поколения.
Чтобы соответствовать расширению Транссибирской железной дороги, РФ также постоянно ввозит технологии. Начальник Департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком компании "Российские железные дороги" Алексей Каменобродский в интервью газете "Жэньминь жибао" отметил, что "РЖД" и Siemens подписали контракт на сумму 3 млрд. 200 млн. юаней, немецкая компания произведет для России 675 электрических грузовых локомотивов. Каменобродский также выразил надежду на то, что Китай вступит в ряды партнеров РФ.
Прямой путь – низкая себестоимость
Строительство Северного морского пути и Транссибирской магистрали имеет большое значение для экономического развития России, АТР и европейских стран.
От Европы до Тихого океана традиционно существуют три главных пути, а именно Суэцкий канал, Панамский канал и Мыс Доброй Надежды в Африке. На примере Японии: через Суэцкий канал до Европы необходимо плыть 35 дней, через Панамский канал и мыс Доброй Надежды – 40 и 46 дней соответственно, а через Северный Ледовитый океан требуется лишь 22 дня.
Вместе с сокращением пути и времени, можно также уменьшить затраты на топливо и расходы на проезд. По расчетам специалистов, при транспортировке одного контейнера в летнее время через Северный морской путь можно сэкономить около 200 долларов.
Транссибирская железнодорожная магистраль – это частная собственность России, страна может полностью распоряжаться ею так, как хочет. Однако, ситуация с арктическим морским путем немного другая.
Среди так называемых "арктических стран" США утверждают, что проливы, покрытые льдом, являются международными и их можно использовать в качестве транзитных проходов, Россия же твердо стоит на том, что эти проливы принадлежат ей.
Соединенные Штаты, Норвегия и другие страны настаивают на международном праве передвижения, а РФ требует, чтобы корабли, проходящие в этом районе, заранее брали разрешение, Россия использует собственные ледоколы и предлагает навигационные услуги, а также взимает определенную плату.
Хотя представитель Отдела Северного морского пути Министерства транспорта РФ Николай Монько отметил, что российское правительство нацелено на предоставление источника дохода и возмещение эксплуатационных расходов атомных ледоколов и навигационных маяков, другие страны жалуются на высокую "плату за проезд", которую берет РФ.
В целом, в связи с экономическими интересами и геополитическими вопросами, противоречия между соответствующими странами трудно будет решить в краткосрочной перспективе.
|