Гузенбауэр: Европе надо начать тратить деньги
Европа срочно должна вкладывать деньги в разумные инфраструктурные проекты. И причем не на национальном, а на общеевропейском уровне. Именно так считает бывший федеральный канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр. Политик подчеркивает: расходы являются хорошим средством, когда они являются инвестициями. А инвестиции хороши, когда они создают новые рабочие места и новые подряды для контрагентов. О том, почему политика мер жесткой экономии больше не работает в Европе, г-н Гузенбауэр рассказал в интервью моей коллеге Татьяне Наумовой.
Добрый день, господин Гузенбауэр! В Европе вы одним из первых заговорили о необходимости большей интеграции. Более того, вы уже давно являетесь сторонником идеи Соединенных Штатов Европы. То есть переход к федерализму может стать ответом на все проблемы Старого Света?
Я убежден, что нам нужна более объединенная Европа. Федеральная Европа является обязательным условием для решения наших проблем. Для окончания кризиса. Нам просто необходимы единые европейские облигации или нечто подобное. Мы должны вместе нести ответственность за свои долги. А Европа будет готова к таким вещам только при наличии общей объединенной политической воли. Если мы хотим получать больше налогов, нам тоже нужно объединить свои усилия. И поверьте, лишние поступления в госбюджет сейчас не помешают ни одной европейской стране. Да и в целом мы слишком долго пытались делать что-то отдельно друг от друга. Конечно, Соединенные Штаты Европы никогда не будут выглядеть также как Соединенные Штаты Америки, потому что обязательно будет европейская специфика. Но тем не менее это будет федеральная Европа, которая сейчас так нужна всем нам.
Если Европа примет такой федерализм, то кто, по вашему мнению, может встать во главе экономического правительства?
Есть много хороших кандидатов; людей, которые доказали, что способны на правильное и достойное управление с экономической и социальной точки зрения. Если поименно, то можно назвать Романо Проди из Италии, Александра Квасьневского из Польши или Жан-Клода Юнкера из Люксембурга. Более того, все эти кандидаты могут думать глобально, ставить во главу угла общеевропейские проблемы. Сегодня есть много тех, кто показал, что они способные и ответственные европейские лидеры, которые заботятся не только о своей собственной стране, а обо всем европейском континенте.
Давайте поговорим о мерах экономии. В течение долгого времени вы утверждали, что меры жесткой экономии не помогут консолидировать европейские финансы. Сейчас мы видим, что вы оказались совершенно правы. Пришло ли сейчас время прекратить эти меры и увеличить расходы? Во-первых, надо понимать, что экономия – это опасная идея. Потому что это попытка перевернуть математику с ног на голову. При проведении политики "затягивания поясов" происходит сокращение ВВП, рост безработицы и возникает огромное количество других проблем. Более того, когда мы сталкиваемся с сокращением экономического роста, дефицит бюджета и уровень госдолга постоянно возрастают. Самым наглядным примером этой ситуации является Греция. До проведения мер жесткой экономии соотношение госдолга к ВВП составляло 146%, а после – 200%. То есть ситуация ухудшается. Таким образом, конечно, Европе необходимы расходы. Но это должны быть расходы на разумные проекты и не на национальном, а на европейском уровне.
Расходы являются хорошим средством, когда они являются инвестициями. А инвестиции – это хорошее средство, если они дают мультипликатор. Если вы спросите меня, что может стать самой лучшей инвестицией сегодня в Европе, я отвечу, что это вложение денег в инфраструктуру Центральной и Восточной Европы. У этих стран есть острая необходимость в железных дорогах, автомобильных трассах, аэропортах и так далее. И деньги, вложенные в подобное строительство, принесут огромные плоды. У таких инвестиций колоссальный мультипликатор. Ведь они будут способствовать развитию и частного бизнеса. Мы получим новые рабочие места. Мы получим новые подряды для контрагентов и так далее, и так далее. Таким образом, вложение денег в это направление будет благоприятным для всего региона.
Считается, что меры экономии буквально навязаны Германией. Можем ли мы сказать, что сейчас у официального Берлина слишком много власти?
Не только у Берлина слишком много власти, но также, возможно, у Парижа, Лондона и у столиц некоторых других стран. В результате кризиса мы можем наблюдать переход власти от европейских институтов к национальным капиталам. И, конечно, при такой тенденции, наибольшая власть оказывается в руках у самых крупных стран. Более интегрированная Европа означает менее значимую Германию. Менее интегрированная Европа означает большую значимость больших страны, и, конечно, Германия тут играет одну из важнейших ролей. Таким образом, нельзя сказать, что сложившаяся ситуация – это цель Германии. Это скорее объективный результат деевропеизации процесса принятия решений на наднациональном уровне.
Давайте попробуем прояснить, что же на самом деле происходит в Европе? Сначала это был долговой кризис еврозоны, теперь это уже социальный кризис, учитывая огромный уровень безработицы. Так что же происходит в Европе сейчас? Какова основная проблема региона?
Основная проблема – это политическая проблема. Дело в том, что с политической точки зрения Европа не объединяет усилия для эффективного решения своих экономических проблем. К сожалению. В условиях продолжения политического кризиса люди разочаровываются и утрачивают веру и доверие к институтам, ко власти. И в результате голосуют за новые движения или политические партии. Но это не удивительно. Схема не нова, и обычно ситуация разворачивается по следующему сценарию: начинается все с финансового кризиса, который перетекает в экономический спад, потом приходит очередь долгового кризиса, а потом наступает черед политического и социального кризиса. Так всегда происходило в истории, когда экономические проблемы не решались должным образом. Поэтому ключевой задачей на сегодня является решение политической проблемы. Только после этого мы сможем остановить экономический кризис.
Может ли еврозона остаться целой или все-таки нам грозит ее распад?
Я не ожидаю распада еврозоны. Я думаю, что еврозона сохранится, поскольку в сохранении еврозоны существует важная заинтересованность промышленности Германии. Да и все другие страны потеряют очень многое, если еврозона развалится. Давайте представим. Если не будет единого валютного блока, то будет валюта Северной Европы и валюта Южной Европы. Это приведет к резкому росту курса валюты Северной Европы – валюты Дании, Германии, Австрии. Что моментально выбросит с экспортного рынка компании этих стран. Поскольку их курс валюты в результате распада еврозоны может оказаться вдвое выше курса валюты Южной Европы. Это совершенно подорвет устойчивость экономических и промышленных основ. Поэтому я считаю, что объективным интересом является сохранение еврозоны, поддержание устойчивости этого союза. Для всех стран Старого Света.
Можем ли мы считать экономический кризис в Европе последним шагом философского кризиса западной цивилизации, еврозоны, Америки и капитализма?
Пожалуй, да. Есть кризис капитализма, и хорошо, что он есть. Потому что, на мой взгляд, капитализм – это система, которая постепенно уничтожает рыночную экономику. А если ошибочно считать, что единственной задачей является либерализация рынка, а невидимая рука рынка будет регулировать все сама, можно прийти к краху рыночной экономики. Потому что будет утрачена конкуренция, не будет поиска совершенства. В результате все сведется к монополиям, а мы прекрасно видим, как монополии работают по всему миру. Они становятся все хуже и не генерируют необходимого дохода и благосостояния. Таким образом, нам нужна конкуренция, нужен поиск совершенства, нам нужна множественность экономических систем по всему миру, которые основаны на рыночной экономике и при этом избегают ужасных ошибок капитализма.
Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Татьяна Наумова.
История вопроса
Альфред Гузенбауэр, бывший федеральный канцлер Австрии, австрийский политический деятель, имеет ученую степень доктора философии. К социал-демократам примкнул в 16 лет и прошел путь от рядового активиста до председателя Социнтерна.
Источник: vestifinance.
Рейтинг публикации:
|