Власти КНР вымогают у западных корпораций технологии в обмен на доступ на китайский рынок, но такая политика вредит самому Китаю, доказала группа авторитетных американских экономистов. Бизнесменам не нравится шантаж, и вместо Китая они открывают фабрики в Индии и Бразилии
Миннеаполис. 2 августа. FINMARKET.RU - За двадцать лет Китай стал второй экономикой мира, но его будущее вызывает у экономистов все больше вопросов. Властям Китая стоит винить в этом не только падение спроса на продукты китайского экспорта, но и собственную политику.
Несмотря на бурный рост прямых иностранных инвестиций в страну, из технологически развитых стран - США, ЕС, Японии, - в Китай поступает не так уж много денег. С 1990 года инвестиции из Европы и Японии снизились с 70% до 30% в 2010 году. Потоки капитала из США в Китай и обратно в разы меньше, чем между другими странами, хотя казалось бы - это две крупнейшие мировые экономики.
Томас Холмс из Университета Миннесоты, Эллен Макгрэттен из Федерального резервного банка Миннеаполиса и лауреат Нобелевской премии по экономике Эдвард Прескотт из Университета штата Аризона изучили эти потоки и выяснили, что иностранным инвестициям в Китай мешает политика властей КНР, которую называют quid pro quo - "услуга за услугу". Китай забирает у инвесторов технологии, а взамен деат им доступ к своему бескрайнему и очень перспективному внутреннему рынку.
Все технологии в дом
На самом деле, кажется, что ни развитым странам, ни Китаю нечего бояться: Пекин обычно использует привезенные технологии только внутри страны, а приток свежих ноу-хау из западных стран сделает китайцев богаче, выяснили ученые. Для того, чтобы доказать это, они построили модель на основе данных о выданных в Китае патентах на зарубежные и местные разработки и способах их использования - для местного рынка и за рубежом в 1990-2010 годах.
В ней были собраны данные по партнерству с шестью экономиками - Китай со всеми провинциями, США, Западная Европа, Япония, союз Бразилии, России и Индии и остальной мир. В выборку попали 114 транснациональных корпораций. Ученые высчитали потенциальную выгоду, которую Китай может получить от создания низконалоговых юрисдикций в разных провинциях страны, а также потенциальную выгоду отказа от политики quid pro quo. Ученые хотели понять, насколько выгоден технологический шантаж.
Опрос иностранных компаний показал, что политика quid pro quo в последние годы скрыта от внимания широкой общественности. Это объясняется тем, что ключевой целью политики китайского правительства провозглашается развитие отечественной науки.
В последние годы китайские исследователи действительно начали лидировать по количеству зарегистрированных патентов, их доля увеличилась с 38,6% до 72,8% с 2000 до 2010 годы.
Доля расходов Китая на исследования и разработки по отношению к общим расходам Соединенных Штатов, Европейского союза, Японии составила всего 1,8 % в 1990 году и увеличилась более чем в восемь раз - до 15,5 %, к 2010 году.
Тем не менее 85% руководителей 230 крупных фирм США, которые ведут бизнес в Китае, заявили, что их беспокоит передача технологий Китаю, а 36% респондентов сообщили, что были вынуждены передать их китайским партнерам в течение последних трех лет, чтобы получить доступ на рынок. Это доказывает, что Китай не отказался от своей политики даже после вступления в ВТО.
Политика quid pro quo дала Китаю 4,5 % роста годового потребления, пока все другие страны страдали от последствий кризиса. Альтернативный сценарий - без политики заимствования технологий в обмен на открытие рынка - такого роста обеспечит не мог. Усиление Китая идет за счет происходит других стран.
Китайцы пользуются ноу-хау втихаря
Изучение поведения китайских компаний показывает, что только 936 из 14 500 патентов китайцы использовали на собственных заводах, а не на совместных предприятиях, принадлежащих зарубежным партнерам. За пределы Китая ушли только 0,9 % технологий.
Телекоммуникационный гигант Alcatel-Lucent и китайская компания Shanghai Bell имеют 97 патентов в совместной собственности. Кроме пяти случаев применения Shanghai Bell патентов за рубежом, технологии использовались только в Китае. Alcatel-Lucent оставалась их единственным собственником в остальном мире.
В случае с корпорацией General Motors, которая является совладельцем 70 патентов Шанхайской автомобильной компании (SAIC), ни один из патентов не ушел за пределы Китая.
Однако анализ ушедших за границу страны технологий показывает, что большинство из них были получены не через создание совместных предприятий, а просто в качестве налога за разрешение торговать на китайском рынке.
Быть открытыми выгоднее
Если бы Китай имел небольшую долю в мировой экономике, то это бы никак не влияло на решения иностранных транснациональных корпораций. Но к 2010 году экономика Китая оказалась настолько велика, что ее политика имеет значение и для развитых стран.
От политики quid pro quo страдают партнеры Китая по БРИК, в том числе и Россия. Они тоже, хоть и косвенно, используют метод "услуга за услугу", зачастую не следя за соблюдением прав на интеллектуальную собственность. Когда Китай требует отдать технологии, инвесторы сокращают капиталовложения в разработки, а значит и БРИК получает в итоге меньше технологий для обмена.
Если сравнить отношение достаточности капитала компаний в стране с quid pro quo и более открытой патентной политикой, то выяснится, что у развитых стран он будет на 5% меньше. Это говорит о том, что стимулов инвестировать у таких компаний меньше - им приходится отдавать технологии в ущерб себе.
Если политика "услуга за услугу" свернуть, инвестиции в Китай вырастут более чем в два раза к 2030 году. Меньше технологического капитала придется передавать китайцам, а значит стимулов для инвестиций в страну будет больше.
Большая открытость Китая для инвестиций повысит уровень благосостояния и стран-инвесторов - на 0,1%, и самого Китая - 0,65 % в год.
Если Китай и дальше будет придерживаться политики "услуга за услугу", то уровень ВВП на душу населения по сравнению с США останется на уровне 20%, а доля вложений в технологии в ВВП будет равна 2,3 %.
Если Китай продолжит расти такими же темпами, как растет сейчас, то он достигнет уровня ВВП на душу в 50% от США, но если кто-то из стран БРИ или других развивающихся стран станет более привлекательным для инвесторов и начнет защищать интеллектуальную собственность, то Китай может поплатиться технологическим отставанием и падением инвестиций на 0,9% ВВП в год. Поэтому лучше открыть свои границы сейчас, чем страдать потом.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+