Андрей Мельников: «Заставить обычного человека понимать риски банка – невозможно»
Возможна ли девальвация рубля, какими могут быть последствия повышения страхового возмещения, когда начнут расти ставки по вкладам, станут ли застрахованными металлические счета, в интервью Bankir.Ru рассказал заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников.// Софья Ручко, Bankir.Ru
- Андрей Геннадьевич, какие вклады, на какую сумму и срок сейчас чаще всего открываются?
- Это рублевые вклады на срок свыше одного года в диапазоне от 400 тыс. до 700 тыс. рублей. В конкретных цифрах это звучит следующим образом. Доля рублевых вкладов в банковской системе превышает 82% (по состоянию на 1 апреля 2013 года). Доля вкладов, открытых на срок от одного года, составляет 61,5%. И наконец, если говорить о размере вкладов, то в первом квартале этого года было открыто 140 тыс. новых депозитов на сумму от 400 до 700 тыс. рублей.
- Рублевые вклады превалировали и превалируют. Насколько это осмотрительно со стороны вкладчика, если учитывать возможность девальвации рубля, например?
- Каждый решает этот вопрос для себя сам. Решает так, как ему удобно. Если посмотреть на макроэкономические факторы, то причин для девальвации рубля с точки зрения нашего платежного баланса сейчас нет.
Вполне возможно, что сложившаяся на рынке ситуация (ослабление рубля) в большей степени носит краткосрочный и спекулятивный характер. К тому же есть определенные сезонные колебания, когда рубль традиционно ослабляется или усиливается.
Одно время цены на нефть снижались. Возможно, с нашего рынка ушла часть капитала, о чем свидетельствуют котировки на фондовом рынке. Сейчас нефть снова начинает расти в цене, и я уверен, акции и облигации компаний сырьевого сектора начнут пользоваться большей популярностью, а это значит, что, скорее всего, рубль на каком-то промежутке времени снова начнет укрепляться.
Как я уже говорил, 82% рынка вкладов занимают именно рублевые депозиты. Это значит, подавляющему большинству населения удобно хранить деньги в российской валюте, которой они доверяют.
- Какие тенденции на рынке мультивалютных вкладов?
- Мы видим, что со стороны граждан большого спроса на них нет. Мультивалютные вклады могли бы быть более востребованными, если бы колебания курсов валют были бы слишком большими.
- Рынок вкладов остается консервативным рынком для неквалифицированных инвесторов?
- Конечно.
- Сейчас у населения преобладает сберегательное поведение?
- У разных групп населения – разное поведение в отношении личного бюджетного планирования. Оно связано с доходами, а также возрастом человека.
Например, потребительская стратегия преобладает в группе от 20 до 35 лет. В этом возрасте человеку хочется купить квартиру, машину, путешествовать и т.д. Начиная с 45 лет происходит переход к сберегательной стратегии.
- С начала года ставки по депозитам падают. Но, видимо, это пока не отразилось на поведении вкладчиков?
- Пока не отразилось. Ставки упали всего на 0,5–0,7%. Это очень медленный нисходящий тренд.
- Что это означает? Что у банков нет проблем с фондированием?
- Есть несколько факторов, которые разгоняли раньше процентные ставки по вкладам. Это спрос на ликвидность со стороны крупнейших банков и готовность платить за дорогие ресурсы со стороны банков, которые активно развивают розничное кредитование.
Банкам-монолайнерам ресурсы были нужны всегда, поэтому они готовы были переплачивать, разгоняя тем самым уровень ставок в системе. Ставки по депозитам они «отбивают» достаточно высокими ставками по кредитам. Однако с начала этого года требования к учету рисков монолайнеров со стороны надзорного органа ужесточились, и эти банки больше не могут двигаться вперед такими же быстрыми темпами, как раньше. Соответственно, с их стороны спрос на депозиты уменьшился. Это один из факторов, который привел к тому, что ставки пошли вниз.
Есть еще один существенный фактор. Население активно размещает свои сбережения в банковской системе, при этом нельзя сказать, что спрос на деньги со стороны банков растет такими же быстрыми темпами. Эту ситуацию можно корректировать процентными ставками, что медленно и происходит. И также медленно, я думаю, будет происходить в дальнейшем.
- Какая сейчас средняя ставка по вкладам?
- Если оценивать ставки в ста крупнейших розничных банках, то в сотне крупнейших розничных банков средняя ставка по годовым вкладам превышает 9%.
- Могут ставки начать повышаться?
- Это будет зависеть от состояния ликвидности в экономике. Если вдруг нефть начнет существенно дешеветь, то это окажет заметное и негативное влияние. А если к тому же для нас снова начнут закрываться внешние финансовые рынки, то ситуация для российских банков станет совсем некомфортной. По этим причинам ставки снова могут начать расти.
Но это некий гипотетический сценарий, который мы проходили два года назад. Повторится он или нет, сказать сложно. Пока серьезных предпосылок для этого я не вижу. Думаю, нам предстоит достаточно спокойный год.
- Ставки по кредитам должны снижаться тоже?
- Они будут снижаться, но, скорее всего, с более заметным лагом. Сначала банки будут испытывать комфортное ощущение от увеличения доходности по операциям, а потом станут включаться конкурентные рычаги, в итоге общий уровень ставок по кредитам начнет снижаться. Временной лаг может составить от трех до четырех месяцев. Корректировка будет относительно незаметной. Если пассивы стали дешевле на 0,5%, то на фоне ставок по кредитам в 25% их удешевление на 0,5% будет несильно заметно.
- Крупнейшие игроки должны дать сигнал рынку о снижении ставок?
- Конечно. Хотя это зависит и от политики каждого конкретного банка.
- Есть ли тесная взаимосвязь между рынком кредитования и вкладов? Например, сейчас темпы розничного кредитования замедляются. Отразится ли это на рынке вкладов? Или он все-таки как-то автономно существует?
- Я думаю, что рынки вкладов и розничного кредитования – это не совсем сообщающиеся сосуды, потому что у них совершенно разные клиенты. То есть одни люди делают накопления, другие – берут кредиты.
- Рынок сберегательных сертификатов растет хорошими темпами. Это опасная тенденция, учитывая то, что средства, размещенные на предъявительских сертификатах, не застрахованы?
- Если банк имеет банковскую лицензию, то он имеет право выпускать некоторые продукты на рынке. Захочет ли человек покупать этот продукт – выбор конкретного потребителя, и никаких советов здесь быть не может.
- Сберегательные сертификаты на предъявителя изначально стал предлагать Сбербанк. Сейчас этот продукт по-прежнему предлагают только крупные банки или небольшие тоже?
- На этом рынке полтора десятка игроков. Будет ли их количество увеличиваться, сказать сложно. Пока есть тенденция незначительного роста числа банков, которые выпускают сберегательные сертификаты.
- Ставки по сберегательным сертификатам на предъявителя ненамного опережают депозитные – буквально на 1%. Зачем рисковать, использовать такой сберегательный сертификат, если человек может спокойно открыть вклад, все средства на котором будут застрахованы.
- Если вкладчик считает, что с банком Х ничего не произойдет, то почему бы ему не получить дополнительный процент доходности?
- Наверное, только в Сбербанке можно покупать сберегательные сертификаты на предъявителя?
- Это ваш вывод.
- Обычно при выборе банка вкладчики учитывают только размер ставок по депозитам. В то же время банки, которые ведут слишком агрессивную политику, могут оказаться неустойчивыми. Как вы считаете, нужно ли как-то повышать ответственность вкладчиков, чтобы они разделяли риски банков, предлагающих повышенную доходность по депозитам?
- Если бы эту ответственность можно было повысить, то в мире тогда не было бы создано более 120 систем страхования вкладов.
Заставить человека с улицы понимать риски банка невозможно. Адекватно оценить эти риски может всего 1,5–2% населения. В мире не всегда даже ведомства, которые отвечают за регулирование, понимают риски банков, о чем свидетельствует мировой кризис 2007 года!
Для среднестатистического человека банк и правила его оценки являются «черным ящиком». Человек не понимает, как устроен банк. Система страхования вкладов уравнивает все банки для вкладчика по принципу надежности размещения там средств.
- Когда появится система дифференцированных взносов в фонд АСВ?
- Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении в Госдуме.
- Какая шкала отчислений предусмотрена?
- Из максимальных ставок привлечения средств, которые предлагают банки, контролирующие треть рынка, будет выводиться среднее арифметическое. И этот показатель станет неким индикатором. Если какой-то банк превысит этот индикативный уровень на 2%, то он должен будет доплачивать к базовой ставке страховых взносов еще 40%. При превышении на 3% придется доплачивать уже 200%.
- Это запретительные уже условия получаются.
- Розничный бизнес некоторых банков может выдержать такие отчисления.
Мы проанализировали ситуацию и выяснили, что если бы эти меры применялись прямо сейчас, то они касались бы всего нескольких десятков банков с очень символическими отчислениями в систему страхования вкладов.
Новую модель расчетов нужно рассматривать не как систему, которая должна изменить ситуацию на рынке, а как меру, призванную предотвратить развитие усиленного роста ставок по вкладам. Это в большей степени некоторая профилактика, наверное.
- Говорят, микрофинансовые организации хотят создать некий аналог системы страхования вкладов.
- Они его создают добровольно и для себя.
- К АСВ это не имеет никакого отношения?
- Если бы они захотели войти под крыло АСВ, то сначала должны были бы стать маленькими банками, а у них все-таки иной профиль бизнеса.
Были прецеденты, когда тот или иной банк дополнительно страховал вклады в страховой компании. Как правило, это были аффилированные страховщики.
Я не думаю, что неаффилированная по отношению к МФО компания захочет страховать эти риски, а если захочет, то премия будет такой, что разрушит всю стратегию привлечения вкладов МФО.
Первые такие продукты уже появились, но не думаю, что они будут носить массовый характер.
- В такие МФО вкладчик может смело нести свои деньги, не опасаясь их потерять?
- Я не могу сказать. Там есть страховой полис, в нем прописаны какие-то условия, при которых человек, если с МФО что-то произойдет, может что-то получить. Изучать этот полис нужно с лупой в руках.
- Повышение максимального размера страхового возмещения до 1 млн. рублей приведет к существенному росту вкладов?
- К росту – да, но не к существенному. Если посмотреть историю изменения динамики вкладов в зависимости от того, как повышался размер гарантий, то мы увидим, что каждый раз этот импульс с точки зрения рынка был затухающим. Чем выше размер страховки – тем меньшее количество людей готово на это реагировать.
Конечно, некоторое положительное воздействие на рынок вкладов будет, но оно будет несколько размыто во времени.
- Есть возможности распространения системы страхования вкладов на «металлические счета»?
- В поправках в Гражданский кодекс, которые находятся на рассмотрении в Госдуме, есть предложение изменить режим работы металлического счета. Он становится очень похожим на банковский вклад и будет называться вкладом или счетом драгоценных металлов. При таком подходе в банке будет открываться фактически не договор хранения, как сейчас, а договор вклада. После этого нужно будет вносить поправки в закон о страховании вкладов.
- Также планируется застраховать пенсионные накопления, которые были переданы в негосударственные пенсионные фонды.
- Действительно, эта работа сейчас ведется Министерством экономического развития. Уже подготовлен соответствующий законопроект. Осталось уточнить несколько моментов, но они не носят какого-то принципиального характера.
- Так – повысив доверие людей к НПФ – решили, видимо, пенсионную реформу спасти, которая уже фактически провалилась?
- В законопроекте речь идет только о гарантиях по обязательному пенсионному страхованию, а не по добровольному. Эта система будет устроена таким образом, что человеку гарантируется сохранение номинала всех тех взносов, которые были перечислены на его индивидуальный пенсионный счет.
- Сейчас люди могут их потерять?
- Да, и они теряют.
- Предположим, негосударственный пенсионный фонд сегодня обанкротился. Что дальше происходит?
- Обязательства из обанкротившегося НПФ передаются в Пенсионный фонд РФ. Обязательства, но не ресурсы, поскольку часто их нет. В результате возникают вопросы: откуда компенсировать накопленные взносы, и кто должен их компенсировать?
- Предполагается, что НПФ по аналогии с банками будут вступать в ССВ?
- Да, и Пенсионный фонд России, и все НПФ, которые занимаются обязательным пенсионным страхованием, станут участниками некоего пула системы гарантирования пенсионных накоплений. Они будут платить взносы в специальный фонд.
В дальнейшем при отсутствии активов в обанкротившемся НПФ Агентство по страхованию вкладов будет переводить номинал взносов в Пенсионный фонд России. Человек снова встанет перед выбором: оставаться в ПФР или переводить свои деньги в негосударственный пенсионный фонд. Но мы гарантируем, что номинал взносов при всех переходах будет сохранен.
- Когда этот закон может быть принят?
- Пока он находится в правительстве, на стадии обсуждения.
- АСВ продолжает сейчас санацию банков?
- Санация завершается. Самый крупный из оставшихся проектов – это Банк Москвы. Он формально находится в состоянии санации. Еще есть банк «Российский капитал», который тоже эффективно работает, но по формальным признакам находится на санации. Его основной акционер – АСВ. Банк находится в предпродажном состоянии.
- Закон о санации приостановлен?
- Его действие завершается в конце следующего года. Но есть согласованная позиция о необходимости включения этого закона в общий закон о банкротстве банков как некий специальный механизм, который можно было бы при необходимости использовать. Источник: bankir.ru.
Рейтинг публикации:
|