Битва за деньги Фонда благосостояния: зачем они госкорпорациям, офшорным олигархам и малому бизнесу
Едва успел Владимир Путин распорядиться направить часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование инфраструктурных проектов, как выстроилась целая очередь из желающих использовать эти деньги в своих интересах. Помимо государственных компаний на средства ФНБ теперь претендуют и частные — например, «Мечел» попросил свою долю. Должно ли государство протягивать руку помощи частнику — разбираем ниже.
Очередь за деньгами
Владелец металлургической корпорации «Мечел» Игорь Зюзин на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова попросил долю средств ФНБ для финансирования деятельности своей компании. Шувалов поручил Минэкономики и Минфину проработать вопрос. Скорее всего, вслед за «Мечелом» последуют и другие заявки от частников.
Напомним, что на прошедшем недавно Петербургском экономическом форуме Владимир Путин впервые заявил, что из ФНБ часть средств на возвратной основе будет вложена в инфраструктурные объекты. Так, 450 млрд рублей предварительно решено направить на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, Центральную кольцевую автомобильную дорогу и модернизацию Транссиба.
ФНБ — это часть средств федерального бюджета, предназначенная для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда и софинансирования пенсий граждан РФ. На сегодняшний день объём средств фонда составляет 2828,23 млрд рублей — они хранятся на депозитах банков, вложены в долговые обязательства иностранных государств. Закон предусматривает вложение части ФНБ в долговые обязательства юридических лиц и их акции, но на практике пока что частник денег ФНБ не получает.
Так как ФНБ является источником финансирования будущих пенсий, его средства традиционно размещаются в инструменты с минимальной доходностью, но максимальной надёжностью. Однако такой подход разделяется далеко не всеми: есть мнение, что хотя бы часть ФНБ целесообразно вкладывать в инфраструктурные или производственные проекты внутри страны.
Решение Путина направить 450 млрд рублей на инфраструктуру стало знаковым и сразу же породило конкуренцию за ещё не выделенные средства ФНБ. Так, глава РЖД Владимир Якунин заявил, что финансировать нужно не только Транссиб, но и БАМ, и предупредил, что эти проекты едва ли когда-то окупятся.
Вслед за РЖД свои претензии на средства ФНБ предъявили и другие госкорпорации: Объединенная авиастроительная, Объединенная двигателестроительная и Объединенная судостроительная корпорация.
И вот в очередь за средствами ФНБ встал и первый частник.
«Я помню тот Ванинский порт»
Зюзин заявил, что деньги ФНБ нужны компании для развития железнодорожных подъездов от БАМ к порту Ванино.
Тут хотелось бы напомнить уважаемому читателю, что совсем недавно «Мечел» провернул изящную комбинацию по уводу у государства этого самого Ванинского порта, сначала приватизировав его, а потом перепродав неизвестным кипрским офшорам.
Напомню также, что с момента этой наделавшей шума сделки прошло уже полгода, а кто реально распоряжается сейчас стратегическим российским портом — так и не стало известно. И едва ли нам об этом расскажут.
Впрочем, в Правительстве на финт Зюзина не обиделись и признали сделку законной, хоть и противоречащей указам президента по деофшоризации российской экономики.
Стоит вспомнить также, что это далеко не первый случай, когда компания Зюзина ведёт себя по отношению к государству, мягко говоря, не совсем честно. В 2008 году Путин лично грозил отправить к нему доктора, уличив в продаже сырья за границу по ценам ниже рыночных: «При внутренней цене 4100 руб. продают за границу себе же самим, своим собственным офшорным компаниям, в данном случае — в Швейцарию, по цене 1100 руб., то есть в 4 раза дешевле».
И вот теперь «Мечел» решил причаститься к деньгам ФНБ. Под благовидным, в общем-то, предлогом — строительства железнодорожной инфраструктуры. Проблема только в том, что Мечел на 100% частная компания (66,76% акций, по данным источников, принадлежит Зюзину через офшоры, остальные торгуются на биржах), к тому же обременённая серьёзным долгом в 9,2 млрд долларов. А рынок, сами знаете, дело такое — сегодня компания ещё кое-как расплачивается с долгами, избавляясь от активов, а завтра, извините, оказывается банкротом. Да и мало ли можно придумать интересных схем по уводу денег будущих пенсионеров при наличии богатого управленческого опыта у руководства.
Настораживает то, что, хоть в правительстве пока и не дали твёрдого ответа, уже слышатся привычные мантры о том, что «в механизме предоставления средств ФНБ частным компаниям должна быть закреплена «защита от лоббизма», нецелевого использования средств фонда и прочих рисков». Далее по списку: «прозрачный механизм», «жёсткие требования», «подробный бизнес-план» — и прочие знакомые песни, в рамках текущей матрицы не раз оказывавшиеся несостоятельными.
Дело, в общем-то, даже и не в «Мечеле», а в том, должно ли вообще государство тратить стратегический резерв на поддержку частного бизнеса. Заметьте, сейчас даже не 2008 год, когда приходилось закачивать деньги в банковскую систему (эффективность этого действия, кстати, мы хорошо помним), пытаясь спасти «кровеносную систему» национальной экономики. И если с доводами РЖД можно согласиться — в конце концов, речь идет, возможно, и об убыточных, но важных для страны проектах (да и контролировать госкорпорацию проще, равно как и спрашивать в случае неудачи), то зачем тратить казенные деньги на помощь офшору — не вполне понятно.
Особенно странно это выглядит на фоне нежелания Минфина использовать средства ФНБ, например, для помощи малому и среднему бизнесу. Недавно Минэкономразвития предложило дополнительно размещать по 100 млрд рублей средств ФНБ через Внешэкономбанк в коммерческих банках сроком на 10–12 лет, для повышения доступности кредитов для предпринимателей. Однако Минфин предложение не одобрил, сославшись на то, что и так уже слишком большая доля ФНБ вкладывается в российские активы.
Таким образом, мы видим, что за средства ФНБ уже идёт серьёзное соперничество, хотя не определены пока даже механизмы их распределения и окончательные суммы. Наверняка в этой борьбе не обойдётся без лоббистов и попыток нецелевого расходования, как бы горячо ни заявляли в Правительстве о недопустимости подобных действий. Нам же остаётся лишь внимательно следить за процессом распределения ФНБ — что и обещаем делать со всей ответственностью.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 129
Рейтинг поста: