Первый вице-премьер России Игорь Шувалов поручил Минэкономразвития и Минфину обсудить возможность предоставления средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) частным инвесторам, вопрос об этом поднял «Мечел», ищущий деньги на железнодорожные подходы к порту Ванино.
В пятницу на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждалось развитие Транссиба и БАМа, рассказали «Коммерсанту» два участника мероприятия. Речь шла об объемах инвестиций в проекты, прогнозных грузопотоках, сроках окупаемости и механизмах привлечения средств. ОАО «РЖД» подготовило ряд вариантов — вообще без участия ФНБ, с привлечением средств фонда на 262 млрд рублей и на 562 млрд (полная стоимость проектов до 2018 года). Обсуждались схемы льготных кредитов на 20 лет под 6% годовых и вложение средств фонда в акции ОАО «РЖД».
«Шувалов понимает, каким высоким может быть интерес к освоению средств ФНБ, поэтому хочет поднять планку ответственности претендентов на средства фонда максимально высоко»
Но самым неожиданным стало предложение владельца «Мечела» Игоря Зюзина выделить деньги и частным инвесторам. «Мечел» готов развивать железнодорожные подходы к порту Ванино (туда ведут пути от БАМа, «Мечел» официально контролирует 29,17% порта), но с привлечением средств ФНБ. Опыт реализации железнодорожных проектов у «Мечела» есть — он вложил 40 млрд рублей в 321 км железной дороги от своего Эльгинского угольного месторождения до станции Улак на БАМе. В секретариате Игоря Шувалова подтвердили, что вопрос о предоставлении средств ФНБ частным компаниям поднимался, его поручили проработать Минфину и Минэкономики.
Сейчас средства ФНБ вложены в долговые обязательства иностранных государств, а также лежат на депозитах в ВЭБе. Но теоретически до 30% средств фонда можно инвестировать в долговые обязательства юридических лиц с рейтингом не ниже ВВВ-, до 50% — в акции компаний, которые котируются на бирже. На Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин заявил, что из фонда на возвратной основе будет вложено 450 млрд рублей в инфраструктурные проекты: строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, Центральная кольцевая автомобильная дорога и модернизация Транссиба.
Владимир Путин поручил 10 июля руководству Внешэкономбанка совместно с Российским фондом прямых инвестиций разработать механизмы сотрудничества в части работы над проектами, средства на которые планируется выделять из Фонда национального благосостояния.
Почти сразу о претензиях на средства ФНБ заявили еще и государственные Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация и Объединенная судостроительная корпорации. Среди частных компаний «Мечел» первым открыто поднял вопрос об освоении средств ФНБ.
В «Мечеле» от комментариев отказались. В Минэкономики подтвердили, что «вопрос находится в стадии проработки». Федеральный чиновник, принимавший участие в совещании, подчеркнул, что в механизме предоставления средств ФНБ частным компаниям должна быть закреплена «защита от лоббизма», нецелевого использования средств фонда и прочих рисков. «Предполагается, что это должен быть прозрачный механизм с жесткими требованиями к получателю средств фонда, - заверил источник. - Возможно, будет требование представить детальный бизнес-план, придется показать структуру всего бизнеса претендента на средства ФНБ, через какие структуры и куда у него идут денежные потоки, в том числе в конкретном проекте».
Источник подчеркнул, что Игорь Шувалов «понимает, каким высоким может быть интерес к освоению средств ФНБ, поэтому хочет поднять планку ответственности претендентов на средства фонда максимально высоко». Поэтому, говорит чиновник, говорить об активном участии частных инвесторов в освоении средств ФНБ «преждевременно». Он провел аналогию с получением госгарантий в кризис — когда претенденты проходили через комиссии в Минэкономики, Минфине, потом у Игоря Шувалова, а напоследок их «выворачивал наизнанку ВЭБ». «Не все будут готовы к такому, даже за дешевые длинные деньги», - уверен источник.
Бизнесмен Руслан Байсаров, который в рамках освоения Элегестского угольного месторождения планирует инвестировать в железную дорогу на Дальнем Востоке, поддерживает идею «Мечела». По мнению Бориса Копейкина из Standard & Poors, будет ли государство поддерживать через ФНБ проекты частных компаний, «вопрос скорее стратегического и политического выбора, нежели чистой экономики». Однако высокопоставленный источник в ОАО РЖД считает, что предоставление средств ФНБ «Мечелу» «может быть небезопасно для фонда». «Это как минимум спорная идея, учитывая, какая сейчас долговая нагрузка у компании (по итогам первого квартала - 9,2 млрд долларов), - пояснил источник. При этом состав владельцев порта Ванино, который «Мечел» купил у государства, а затем частично перепродал, остается неизвестным. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|