Текст: Известия
По сравнению с прошлым годом сомнительные платежи возросли в полтора раза.
По данным Росфинмониторинга, с начала нынешнего года объем сомнительных операций, связанных с выводом средств за рубеж, достиг 1,5 трлн рублей. Год назад соответствующий показатель составлял порядка 1 трлн рублей. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к Центробанку. По его словам, маршруты движения «теневых» средств пролегают через страны Таможенного союза, Балтии, Гонконг, Кипр, Швейцарию, офшоры Великобритании и Нидерландов.
По данным ЦБ, за 1994–2012 годы из России было выведено $343,2 млрд. С начала 2013 года объем сомнительных операций, связанных с выводом средств, достиг 1,5 трлн рублей, что в 1,5 раза превышает показатель того же периода прошлого года. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к Центробанку.
К сомнительным операциям в платежном балансе Банк России относит в основном платежи российских организаций в пользу нерезидентов, заявленные цели которых явно не соответствуют действительным. При этом определенно нарушается налоговое законодательство.
Собеседник «Известий» отметил, что в этих операциях особую роль играют фирмы-однодневки. 19 июня 2013 года экс-глава ЦБ Сергей Игнатьев в Госдуме объявил, что Банк России выявил сеть таких компаний, которые в 2010–2012 годах незаконно вывели из России как минимум 760 млрд рублей с нарушением валютного и налогового законодательств. Он заявил, что «создается впечатление, что вся эта сеть однодневок контролируется одной группой лиц».
По данным ЦБ, оборот российских банков с юрлицами-нерезидентами за пять месяцев 2013 года достиг 7,957 трлн рублей, из них 2,09 трлн — по кредитам нерезидентам, 1,911 трлн — по предоставленным им средствам и 2,13 трлн — по долговым обязательствам прочих нерезидентов (не государств и не банков).
— Значение Кипра как лидера вывода капитала из России существенно снизилось после кипрского кризиса, — комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Вывод капитала переместился на другие направления. В частности, Латвия в значительной степени заместила Кипр в части вывода капитала из России. Также из-за давления, оказываемого налоговыми органами США на такие классические офшорные зоны Европы, как Швейцария, Люксембург и Лихтенштейн, российские грязные деньги начинают все активнее перетекать в непрозрачные азиатские офшорные зоны, например в Сингапур и Гонконг.
Можно предположить, что рост незаконных финансовых операций связан с ростом налоговой нагрузки и ростом слабо контролируемых бюджетных расходов, говорит замдиректора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг. Этим объясняется и интерес к странам, предоставляющим возможности по обезличиванию финансового потока и налоговые льготы, считает эксперт.
Участие банков в сомнительных операциях может стать причиной серьезных санкций со стороны регулятора. Так, на днях ЦБ отозвал лицензию у Махачкалинского городского муниципального банка (МГМБ) в том числе за нарушение «антиотмывочного» 115-ФЗ. Как указал в своем сообщении Банк России, МГМБ был вовлечен в проведение сомнительных операций, связанных с выводом денег за рубеж.
— Некоторые дагестанские банки не только продолжают заниматься своим классическим бизнесом — обналичиванием, но также являются каналом для незаконного вывода денег за рубеж, — говорит Осадчий.
Как сообщил «Известиям» первый замгенпрокурора Александр Буксман в ходе Международного банковского конгресса в июне, по факту незаконного вывода денег в 2012 году было возбуждено 300 дел, притом только одно из них направлено в суд. «Наибольшая доля выпадает на Северо-Западный федеральный округ (почти 1/3), часть зафиксирована в Уральском и Северо-Кавказском округах», — сказал первый замгенпрокурора. Как отметил Буксман, ст. 193 УК, предусматривающая наказание за невозврат средств из-за границы (лишение свободы на срок до трех лет при выводе за рубеж свыше 30 млн рублей), на практике не работает. «Преступления такого рода относят к небольшой степени тяжести, поэтому невозможно проводить следственно-оперативную деятельность, включать прослушку. Кроме того, срок давности привлечения к уголовной ответственности по данной статье минимален — два года. Отсюда невозможно активно использовать данную статью на фронте борьбы с сомнительными операциями», — сказал Буксман.
Центробанк предпринимает ряд мер для пресечения незаконного вывода средств. Так, регулятор обязал банки обеспечить повышенное внимание к операциям с участием белорусских и казахстанских контрагентов, а также направлять информацию о таких операциях в Росфинмониторинг и теруправления Банка России. Регулятор обеспокоен объемом средств, легализованных через эти страны посредством схем фиктивного импорта. По данным ЦБ, через Белоруссию в 2012 году было легализовано $15 млрд, через Казахстан — $10 млрд.
Еще одна идея Центробанка — создать в рамках Таможенного союза, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, специальную структуру, которая займется контролем за соблюдением «антиотмывочного» законодательства. С такой просьбой в правительство Сергей Игнатьев обращался весной этого года (письмо было направлено первому зампреду правительства Игорю Шувалову). Игнатьев тогда отмечал, что Центробанк регулярно выявляет случаи масштабного вывода денежных средств из России с использованием фиктивных контрактов между отечественными и казахстанскими, а также белорусскими контрагентами. Деньги по таким контрактам направляются российскими компаниями и предпринимателями в страны за пределы Таможенного союза, указывает глава ЦБ.
Кроме того, Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел и Центробанк займутся созданием общего черного списка, куда войдут компании, причастные, по мнению ведомств, к незаконным финансовым операциям. Храниться он будет на сайте Центробанка, и доступ к нему будет открыт для коммерческих банков.
— Независимо от маршрутов и технологий, факт вывода капитала, особенно в условиях либерализованного капитального счета, отражает дефицит возможностей для инвестирования внутри страны, то есть непростой инвестиционный климат, — говорит аналитик Альфа-банка Дмитрий Долгин. — Соответственно, для того чтобы снизить чистый отток капитала, который стабильно составляет 3–4% ВВП в год, нужно не придумывать новые барьеры для его выхода, а создавать стимулы для его притока — облегчать условия для ведения малого бизнеса через снижение административных барьеров, улучшать практику защиты интересов частных собственников бизнеса, повышать прозрачность таможни. Источник: telegrafist.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1900
Рейтинг поста:
РИА Новости. Дмитрий Коробейников
Теги: Верховный суд РФ, Россия
11:30 09/07/2013
МОСКВА, 9 июл - РАПСИ. Получение денег или иного вознаграждения за выполнение профессиональных обязанностей нельзя считать взяткой. Соответствующий пункт был утвержден в проекте постановления пленума Верховного суда РФ по делам о взяточничестве и коррупционных преступлениях, принятом во вторник.
В проекте уточняется, что взятка - это только получение денег или услуг за действия, связанные с осуществлением полномочий представителя власти, организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций.
При этом редкомиссия, с середины июня дорабатывавшая текст проекта, уточнила формулировку разъяснения.
"Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и тому подобное за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям", - говорится в документе.
Ранее в тексте был приведен пример получения главным врачом медучреждения вознаграждения за проведенные им лично диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом он не отдавал организационных распоряжений. В проекте также осталось без изменения уточнение многообразия способов получения взятки - деньги и услуги имущественного характера, в том числе освобождение должностного лица от имущественных обязательств (например, прощение долга, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, бесплатные турпутевки, ремонт квартиры, строительство дачи, передача автотранспорта для временного использования).
P.S Оказывается администратор, занимающий какой либо пост в госучереждении и проявивший рвение или личную инициативу непосредственно связанную с его прямыми обязанностями и получивший за это вознаграждение по закону уже не является взяточником, а получающий всего лишь вознаграждение. Разве кто против, только не надо путать частную организацию с государственной в которой чиновники получают фиксированную "таньга". Надо полагать в России, ещё долго Законы, будут издаваться только для "архивных полок".
--------------------