Украинские спецпошлины на авто: союз готов судиться с Киевом, Запад «договаривается»
|
Алексей Беляев |
Редактор-новостник проекта «Однако. Евразия». Родился в СССР. Получил высшее техническое образование, но не усидел в инженерах после «оранжевой революции». Сфера интересов: Евразийская интеграция; политические технологии.
|
Россия и её партнёры по Таможенному союзу могут обратиться в суд СНГ для отмены Украиной защитных мер по автомобилям. Возможно, в течение этого года, если власти Украины не пойдут на компромисс, суд будет инициирован.
Как Украина решила заманить производителей авто
Правительство Украины с 13 апреля этого года ввело специальные пошлины на импорт легковых автомобилей. В частности, для машин с рабочим двигателем 1–1,5 литра пошлина составляет 6,46% от стоимости авто, для машин с объёмом двигателя 1,5–2,2 литра — 12,95% от их стоимости. Предполагается, что данные пошлины будут действовать три следующих года, хотя представители Кабмина сразу дали понять, что в зависимости от развития ситуации «возможны варианты».
При этом для импортных автомобилей на Украине уже действовала пошлина в размере 10%, а спецпошлина должна взиматься сверх установленной (для участников зоны свободной торговли СНГ действует нулевая ставка пошлин на импорт автомобилей, поэтому им надо платить только спецпошлины).
Вот как объяснили решение в Киеве. Первый вице-премьер украинского правительства Сергей Арбузов в первую очередь отметил, что оно «временное»:
«Я считаю, что это нормальная реакция на падение производства, что, в свою очередь, привело к сокращению рабочих мест. Мы хотим, чтобы на Украину пришли производители и развернули производство здесь, хотя бы в части крупноузловой сборки».
Чиновник пообещал, что в ближайшее время будет принято решение о введении дополнительных пошлин не только на машины среднего класса, но и на автомобили сегмента luxury — «чтобы устранить спекуляции на тему среднего класса».
Статистика по импорту авто Украиной следующая — больше всех машин в республику завозят Россия (37,5 тыс. по итогам 2012 года), Германия (27,2 тыс.), Япония (24 тыс.), Китай (22,6 тыс.) и Южная Корея (21,9 тыс.). Причём, что важно, кроме АвтоВАЗа на Украину везут свои машины также иностранные автопроизводители, имеющие заводы в России: Renault, Hyundai и другие.
И уже есть первые итоги от действия пошлины. Так, в конце мая глава Всеукраинской ассоциации автоимпортёров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко заявил, что на Украине в принципе прекращён ввоз автомобилей, которые попадают под действие введённых с 14 апреля ввозных пошлин. По его словам, из-за этой ситуации поступления в бюджет от импорта авто в мае «практически равнялись нулю» — притом что ранее же доля поступлений от импорта автомобилей в общем объёме таможенных поступлений в бюджет уступала только поступлениям от нефти и газа. Дальнейшую ситуацию импортёры прогнозировать не решаются.
Вот статистика продаж за май в цифрах. Украинская марка ЗАЗ в мае 2013 года поднялась на первое место с восьмого: продано 1762 машины, что на 26% больше по сравнению с маем 2012 года. А российский ВАЗ замыкает десятку лидеров — 558 проданных авто и самые большие показатели падения в топ-10: -62% к апрелю 2013 года и -68% к маю 2012 года.
ТС готов судиться
Уже сразу после принятия решения правительством Украины министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев мягко заявил, что Таможенный союз «обеспокоен» введением Украиной спецпошлин на импорт автомобилей. Чиновник тогда отметил, что страны СНГ применяют более трети от всего объёма протекционистских мер в отношении товаров стран — участниц Таможенного союза и лидерами здесь являются Украина и Узбекистан. Тревогу, по словам министра ЕЭК, вызывает тот факт, что количество таких мер увеличивается.
Сейчас же Слепнев заявил, что комиссия ЕЭК по торговле обсудила этот вопрос и пришла к выводу, что данная защитная мера Украиной применяется с серьёзным нарушением правил ВТО и соглашения о зоне свободной торговле в СНГ:
«По всей видимости, будет инициирован процесс юридического разрешения этого спора. Это означает суд».
Как с Украиной разбирается Запад
Своё негативное отношение к автопошлинам выразил и Евросоюз, который призвал Киев отозвать решение о дополнительных пошлинах на импорт автомобилей — «так как оно может разрушительно подействовать на европейский экспорт транспортных средств».
Впрочем, заместитель директора Генерального директората Европейской комиссии по вопросам торговли Петер Балаш отметил, что на сегодняшний день в ЕС не принимались никакие решения относительно санкций в отношении Украины за введение спецпошлин:
«Мы видим, что другие занимают более нетерпеливую позицию. У нас есть определённые вопросы относительно введения Украиной спецпошлин. Однако мы предпочитаем решить эту проблему путём переговоров».
Кто такие эти «другие»? Например, Турция собирается ввести 23-процентные пошлины на украинские грецкие орехи, что, по её оценкам, позволит привлечь 6,1 млн долларов. В Анкаре считают, что эта сумма эквивалентна ущербу, нанесённому спецпошлинами на экспорт автомобилей. Турция уже сообщила о таком решении в ВТО и ожидает одобрения организацией. Примеру Турции в ближайшее время намерена последовать Япония.
А теперь прикинем, как могут договариваться по этому вопросу Киев и Брюссель. Согласно рабочему варианту соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, который доступен для изучения, Украина сможет использовать защитные меры в форме высокой ставки ввозной пошлины на легковые автомобили европейского производства в случае, если будет доказан факт существенного вреда местной автомобильной промышленности от отсутствия такой пошлины, или факт угрожающего роста импорта при низкой ставке пошлины, или её отсутствии. Доказательством этого должны служить результаты расследования, проведённого заранее, по согласованию с ЕС и на условиях полной прозрачности. Как говорится в документе, в ходе расследования должны быть учтены все факторы, кроме льготного импорта, которые могут быть угрозой для национальной промышленности. Подчёркивается, что используемая в расследовании статистика должна быть достоверной, адекватной и отвечать требованиям периодичности.
Кстати, 25 июня, в ходе визита в Люксембург, премьер Украины Азаров заверил европейских бизнесменов, что спецпошлины на импорт легковых автомобилей будут сняты — «как только Украина улучшит свой платежный баланс».
фото: REUTERS
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|