Газ перестанет дорожать: «Газпром» готовятся укрощать в России и защищать за рубежом
«Газпрому», похоже, придется пересмотреть свои прогнозы доходов на внутреннем рынке. Напомним, что недавно Владимир Путин предложил сдерживать рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции. Для «Газпрома» этот подход уже материализовался в предложении МЭРТ со следующего года ограничить индексацию газовых цен уровнем в 5%. Таким образом, речь идет об отказе от принципа равнодоходности поставок, о чем напрямую заявил в среду и Дмитрий Медведев.
Согласно принципу равнодоходности, внутренние цены на газ должны следовать за европейскими ценами «газпромовских» поставок за вычетом экспортной пошлины (30%) и расходов на транспортировку. По грубым оценкам, европейская цена «Газпрома» сейчас – 370-400 долларов за тысячу кубометров, а внутрироссийская – около 100 долларов. Одним словом, есть (точнее было) куда расти. Для выхода на равнодоходность ранее и была запланирована поэтапная индексация цен, на 15% ежегодно. Но если новое предложение будет принято, то нынешний год станет последним с такими темпами роста цен. Для развития российской экономики – это, безусловно, плюс. Для «Газпрома» - конечно, минус.
Причем эти изменения происходят на фоне растущей конкуренции на внутреннем рынке с независимыми производителями, в первую очередь с «Новатэком» и «Роснефтью», которые уже отбирают у «Газпрома» покупателей.
Одновременно сохраняются трудности и на европейском рынке. В четверг стало известно, что немецкая RWE выиграла судебную тяжбу с «Газпромом» о пересмотре условий контрактов. Как известно, многие крупные европейские покупатели «Газпрома» уже договорились о снижении цены, с тем, чтобы стоимость российского газа примерно соответствовала котировкам европейского спотового (биржевого) рынка. Но с немецкой RWE у «Газпрома» отношения почему-то не складываются. (Напомним, именно RWE перепродает Украине российский же газ с помощью реверсных поставок). Так или иначе, компания подала иск, который был частично удовлетворён. С одной стороны, принципиально для «Газпрома» ничего не поменялось – думаю, примерно к тем же скидкам компании могли прийти, если бы решили договориться «полюбовно». Тем не менее, судебное решение – это прецедент, который может подтолкнуть другие компании к более агрессивной позиции в переговорах. А ведь еще идет и «антимонопольное» расследование Еврокомиссии.
К сожалению, европейские контрагенты, несмотря на встречные шаги со стороны российской монополии (в первую очередь – это хорошие ценовые скидки) ведут себя по-прежнему агрессивно. Воздействовать на европейских коллег можно двумя способами. Во-первых, не торопиться с началом строительства новых трубопроводов. А во-вторых, активней развивать восточное направление газового экспорта.
Поэтому позиция наших министерств и других государственных регуляторов должна быть в известном смысле диалектична: ограничить аппетиты «Газпрома» на внутреннем рынке (как по росту цен, так и по стоимости новых проектов), но при этом оказывать всестороннюю поддержку на рынках внешних, и в первую очередь на азиатских.
К сожалению, не всегда эти две компоненты легко разграничить. Речь, идет, в первую очередь, об изъятии природной ренты. Основных механизмов взимания природной ренты два – это НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и экспортная пошлина.
Сейчас НДПИ ежегодно назначается «вручную». Для «Газпрома» сейчас это 582 рубля за тысячу кубометров, для независимых производителей – в два раза меньше. В июне в Госдуму был внесен законопроект о новом способе расчета НДПИ. Формула будет отталкиваться от цены реализации газа и учитывать множество компонентов (географическую, сложность месторождений, степень выработки). Пока законопроект сырой, и он, вероятно, будет дорабатываться. Так или иначе, льготы по НДПИ, а они будут существенными для новых газпромовских проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, уже могут исчисляться на основе нового закона.
Значит — остаются экспортные пошлины, вокруг которых интрига сохраняется. Ясно, что наличие или отсутствие пошлины в 30% может полностью изменить экономику того или иного добычного проекта.
Так, к примеру, по словам зампредправления Андрея Круглова, для повышения рентабельности разработки Киринского месторождения «Газпром» хотел бы получить обнуление экспортной пошлины на 25 лет. Киринское месторождение разрабатывается в рамках проекта «Сахалин-3», а газ с него пойдет в газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». А значит, может стать ресурсной базой для завода «Владивосток СПГ». Означает ли это, что и для всего завода «Газпром» хочет «продавить» нулевую экспортную пошлину? А еще остаются Чаянда и Ковыкта – тоже дорогие в разработке проекты, газ которых должен пойти в Китай по трубопроводу. В обоих случаях Россия объективно заинтересована в успешной реализации начинаний, чтобы закрепиться на азиатских газовых рынках.
И хотя с формальной точки зрения льгота предоставляется под конкретный проект с учетом именно его рентабельности, нельзя исключать, что льготы будут предоставлены в том числе и в качестве «компенсации» за ту же отмену равноходности. Главное, чтобы дополнительные налоговые послабления материализовались, к примеру, в улучшениях то газификации регионов, а не просто растворились в росте себестоимости газа по получившему льготы проекту. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|