Конец офшорной эпохи русской экономики: ключевой закон принят, готовят план ликвидации
|
Андрей Каменецкий |
Родился в 1987 году в Советском Союзе. В 16 лет окончил школу, спустя еще 5 — факультет журналистики МГУ.
|
Вчера законопроект № 196666-6 «о противодействии незаконным финансовым операциям» прошёл окончательное рассмотрение в Совете Федерации и был направлен на подпись президенту. Владимир Путин пообещал лидерам G8 подписать его, когда тот ещё находился на стадии подготовки. В чём особая важность этого закона?
Дело в том, что он одновременно решает одну из наиболее хронических проблем российской экономики и заметно меняет финансовые потоки между Россией и другими странами. Закон существенно ужесточает государственную финансовую политику, вводя дополнительные меры контроля за оттоком капиталов за рубеж, в офшорные зоны.
В частности, закон вводит понятие бенефициара и механизм его установления. Основная проблема с офшорами состоит в том, что ни государство, ни потенциальные инвесторы очень часто не знают конечного бенефициара компании. В результате возникает масса затруднений: к закрытым торгам могут случайно допустить зарубежный капитал, прибыль крупной компании может испариться в виде платежа за непоставленный товар, а инвестор может передумать участвовать в проекте, который принадлежит неизвестно кому.
Президент Владимир Путин заговорил о необходимости принятия мер по ограничению возможностей вывода денег в офшоры ещё во время недавнего бюджетного послания. События на Кипре, когда проблемы экономики страны под нажимом ЕС власти решили за счёт средств вкладчиков, также добавили проблеме остроты. Не говоря уж о том, что с 1 июля Россия станет председателем FATF, международной организации по борьбе с отмыванием денег, и принятие сильных мер по увеличению прозрачности экономики вполне адекватно этой роли.
Показывая, что на установлении бенефициаров работа не заканчивается, сегодня президент встретился с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Юрием Чиханчиным, которому поручил разработать национальный план по деофшоризации экономики и борьбе с неуплатой налогов.
Этот план станет следующим шагом по борьбе с оттоком капитала в офшоры и ляжет уже на подготовленный правовой фундамент. Также Владимир Путин поручил Росфинмониторингу выстроить работу с Центральным банком с учетом того, что на основе ЦБ будет строиться мегарегулятор всех финансовых вопросов в стране.
Со своей стороны, Юрий Чиханчин сообщил, что принятый закон о противодействии незаконным финансовым операциям для корректной работы потребует принятия ещё двух указов президента, более 20 постановлений правительства и столько же внутриведомственных документов. По его мнению, это даст возможность эффективно сконцентрироваться на задачах, стоящих перед FATF, в первую очередь связанных с бенефициарством.
Помимо нормативной базы он обратил внимание на важность развития электронных финансовых операций, что позволило бы сократить оборот наличной валюты, однако при этом предостерёг о возможности развития новых видов мошенничества:
«Здесь нужно учитывать, что и преступный мир не бездействует: он активно использует электронные кошельки, «Яндекс-деньги», и мы должны выработать со всеми министерствами и ведомствами новые меры, новые подходы», — сказал Чиханчин.
При этом директор Росфинмониторинга отметил, что на уровне FATF Евразийская группа, в которой председательствует Россия (в неё входят страны бывшего СССР, Китай и Индия), — это единственная из групп 180 государств, в которой нет стран из чёрного или серого списка. Таким образом, антиотмывочная система России сегодня соответствует всем требованиям международных форумов самого высокого уровня, включая СБ ООН, страны «восьмёрки» и «двадцатки». Главная задача на сегодняшний день — не терять эту планку и продолжать совершенствовать систему.
фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Да, да и да! Этот закон очень нужен.