Одной из главных дискуссий нескольких последний Петербургских экономических форумов является бизнес-диалог России и США. Но если до 2012 года его участники обсуждали долгий путь России в ВТО, то на сей раз в центре внимания оказались поиски решений для наращивания товарооборота и взаимных инвестиций.
"Потенциал не исчерпан"
Заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев признал, что пик торговых российско-американских отношений был в 2011 году. С тех пор экспорт из России в США падает, правда импорт из Америки растет. И это Лихачев назвал "хорошей новостью".
Что же касается капиталовложений, то, по свидетельству замминистра, США замыкают десятку наиболее активных инвесторов в российскую экономику. Как положительный фактор Алексей Лихачев отметил возросшую за последние полгода интенсивность межправительственных контактов. "Потенциал государственного стимулирования инвестиций и активности компаний до конца не выбран", – заметил Лихачев. И подчеркнул, что пока активность правительственных кругов двух стран не материализовалась в реальных торговых отношениях.
В свою очередь, заместитель министра торговли США Франсиско Санчес заметил, что товарооборот с Россией "идет в нужном направлении". По словам Санчеса, бизнес в обеих странах "отмобилизован", наблюдается взаимных рост инвестиций. "Хотя все мы прекрасно понимаем, что сделать предстоит еще очень много", – подчеркнул замминистра торговли Соединенных Штатов.
Усталость от "перезагрузки"
Не столь оптимистично был настроен председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов. "Если говорить о взаимоотношениях законодателей (двух стран), то у нас сейчас странная ситуация", – отмечает Маргелов. Дело в том, что в течение последних 12 лет сенаторы США и России собирались без прессы "и называли друг другу вещи своими именами". "А сейчас этого диалога нет. И это неправильно, потому что политический диалог должен вестись не только на уровне правительств, но и на уровне законодателей", – сожалеет глава комитета по международным делам верхней палаты российского парламента.
Михаил Маргелов подчеркнул, что ему "надоело заниматься "перезагрузкой" российско-американских отношений на каждом новом политическом цикле". России и Америке нужны стабильные, конструктивные, добрососедские отношения, поскольку две страны разделяет лишь Берингов пролив, а наименьшее расстояние между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна – чуть более четырех километров, напомнил Маргелов.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин озвучил тревожные настроения российского топливно-энергетического комплекса в связи с так называемой "сланцевой революцией". Активный экспорт Соединенными Штатами сланцевого газа через два терминала в Мексиканском заливе, по мнению Шохина, способен повлиять на мировые позиции "Газпрома". Создание зоны свободной торговли между США и странами ЕС (о чем было заявлено на недавнем саммите G8 в Северной Ирландии) тоже затрагивает экономические интересы России.
"Нам было бы неплохо понять, какие последствия это может иметь для российского бизнеса", – заметил глава РСПП и добавил, что для обсуждения подобных вопросов и существуют такие форматы как бизнес-диалог в рамках ПМЭФ. Поскольку у российских бизнес-структур, ориентированных на США, и у их американских визави есть общая повестка дня. И нужно стараться сокращать перечень спорных вопросов, а остающиеся передавать в американскую администрацию и в российский Кремль, заключил Александр Шохин.
"Власть не должна мешать бизнесу"
Еще один участник бизнес-диалога – председатель совета директоров, главный исполнительный директор Ernst & Young Джеймс Терли отметил, что "бизнес-сообщество хочет, чтобы власти не вмешивались в его дела, будь то Список Магнитского или что-либо еще". "Поскольку, на самом деле, это мешает ведению торговых отношений",– добавил он. Американские компании, которые долгое время были инвесторами в российскую экономику, довольны своей деятельностью и хотели бы ее продолжать. Инвесторы, которые недавно пришли на российский рынок, или собираются сюда придти, испытывают опасения, зачастую связанные с негативным имиджем России, замечает Джеймс Терли.
В этом плане положение дел, по мнению председателя совета директоров Ernst & Young, могла бы спасти диверсификация российской экономики, улучшение инфраструктуры и уменьшение бюрократического пресса. "Такого рода реформы будут способствовать росту (двусторонней торговли) и помогут бороться с коррупцией", – подчеркивает Джеймс Терли.
Свои предложения по улучшению инвестиционного климата в России и стимулированию бизнеса высказывали руководители крупных компаний. В этом плане особенно интересным было выступление с места председателя совета директоров ОАО "Группа ИЛИМ" Захара Смушкина. Прежде всего, он отметил, что Россия – страна, обеспеченная природными ресурсами. Но эти ресурсы, по выражению Смушкина, зачастую "неликвидны, поскольку в стране отсутствует должная инфраструктура".
А для улучшения инвестиционной привлекательности России бизнесмен предложил законодательным путем отменить большинство налогов на период становления нового предприятия, включая транспортный, налог на добавленную стоимость и т. д. И оставить только налог на оплату труда. И поскольку в бизнес-диалоге принимали участие представители как исполнительной, так и законодательной власти России, есть шанс, что идея Захара Смушкина, по крайней мере, будет принята к сведению.
|