Цены на любой одинаковый товар в разных регионах мира всегда отличаются, это зависит от величины издержек производства и нормы прибыли. Конкуренция, как правило, уменьшает до минимума разброс цен на один и тот же товар, сводя разницу до несущественной. Но в мире есть особый товар – бензин, разница цен на который просто шокирующая между странами.
Для современного человека автомобиль уже давно перестал быть роскошью и стал обычным средством передвижения. Производители автомобилей стараются угодить всем социальным слоям населения, делая автомобили от супер дорогих до бюджетных серий. Но покупка автомобиля (пускай и нового, который несколько лет будет работать исправно либо ремонтировать машину по гарантийному обслуживанию) – это далеко не все расходы, необходимые для получения удовольствия от езды. Именно стоимость топлива является чуть ли не основным фактором, который определит будущее автомобилестроения и качество жизни в стране.
Какие же цены на бензин в мире? Эксперты составили следующую таблицу розничных цен на бензин:
От чего же зависят так отличающиеся друг от друга цены на бензин? Согласно анализу, проведенному рядом экономистов во всем мире, можно выделить ряд критериев.
Во-первых, наличие у государства собственных месторождений нефти. Естественно, если сама страна является поставщиком нефти на мировой рынок, то и продукты ее нефтепереработки могут стоить гораздо дешевле в сравнении с государствами-импортерами нефти. Поэтому в Венесуэле (0.016 доллара за литр АИ-95 бензина) и в Японии (1.42 доллара за литр аналогичного бензина) цены не могут быть одинаковыми.
Во-вторых, наличие в государстве собственных нефтеперерабатывающих предприятий. Здесь начинается самое интересное, если сравнить цены у нефтедобывающих стран, имеющих собственные нефтеперерабатывающие заводы (цены представлены в долл. США за литр АИ-95): Венесуэла - 0.016 дол.; Туркменистан - 0.023 дол.; Иран - 0.08 дол.; Казахстан - 0.6 дол.; Россия - 0.74 дол.
Как видно, разница в ценах между Россией и Венесуэлой составляет 4600%, Туркменистаном и РФ – 3217%.
В-третьих, наличие конкуренции среди производителей. Тоже, на первый взгляд, вроде бы все понятно. Чем больше в государстве будет нефтеперерабатывающих компаний, тем острее будет и их конкуренция между собой за снижение цены на товар. Так пишется в экономических учебниках. Смотрим на «прозу жизни» и видим, как далека жизнь от «академических догм»: Туркменистан - 0.023 дол.; Россия - 0.74 дол; Канада - 1 доллар.
Итого: вторая догма экономистов так же не выдерживает испытание жизнью.
Также цена зависти и от специфики внутренней политики государства. Монопольно высокие налоги на бензин – залог высокого уровня жизни ее граждан. Экономисты обычно приводят пример нефтедобывающей Норвегии, в которой цена на бензин одна из самых больших в мире – 2,7 доллара США за литр в отличие от той же Венесуэлы или Ирана. Пойдем по их логике дальше и снова удивимся: США 0.75 дол.; Россия - 0.74 дол.; Узбекистан 0.86 дол.
Цены на бензин почти одинаковые, а уровень жизни населения абсолютно разный.
Еще одна интересная ремарка, что самый дешевый бензин в мире можно купить в... «диктаторских» государствах: Венесуэле, Туркменистане, Иране, Саудовской Аравии, Ливии и т.д. Почему? Экономисты поясняют: потому что все эти страны – крупные экспортеры нефти с доминированием государственного сектора в экономике и довольно авторитарными режимами власти, не соблюдающими многие права человека. Именно с целью снижения недовольства населения, считают западные аналитики, эти авторитарные режимы "идут на искусственное удешевление бензина". В Туркменистане литр 95-го бензина (на его примере и будем изучать цены) стоит 2,3 цента, в Венесуэле – 1,6 цента, в Иране 8 – центов. В остальных арабских странах цена колеблется вокруг 10 центов за литр. Наиболее дорогой бензин (в связи с высокими налогами) в Германии, Исландии, Турции, Норвегии.
В Беларуси, после целой серии подорожаний, вызванных проблемами с ценой российской нефти, бензин марки АИ-92 стоит 0,91 доллара США. Надо отметить одну особенность – цена в стране на бензин на всех автозаправочных станциях одинаковая. Это связано с монополией государства на ГСМ и жестким конролем государства на цену бензина.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста цен на бензин. Дорожает нефть – дорожает и продукт ее переработки. Поэтому в Беларуси, как и в других стран СНГ, очень широко практикуется перевод своих автомобилей на систему «газ - бензин». Не исключено, что вскоре бензиновые автомобили станут элитарным явлением, уж слишком дорого обходится для простого человека «корм» для собственного «железного коня». И все больше белорусов пересаживается на «байки», хотя для приемлемого безопасного движения велосипедистов в стране надо сделать очень многое... Источник: golaya-pravda.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 202
Рейтинг поста: