Очевидно, что западные рынки капитала в общем больше не считают золото деньгами. У него статус рискованного актива, полезного обеспечения (кредитов и сделок), или просто ресурса, который исторически служил деньгами. Это ошибка.
Великий австрийский экономист фон Мизес (von Mises) писал, что истинные деньги должны успешно пройти тест на регрессию. Проще говоря, необходимо установить имели деньги ценность до того как они начали служить деньгами. Если это не так, то это просто еще один заменитель денег, чья ценность в конечном итоге держится на доверии. Поэтому нам надо задать себе два вопроса: какой ценностью обладало золото до того как оно стало служить деньгами, и какой ценностью обладали современные валюты, до того как они стали служить деньгами?
Ответ на этот вопрос очевиден. Любой, кто видел алмаз Альфреда Великого в Эшмоловском музее искусства и археологии в Оксфорде (Ashmolean Museum of Art and Archaeology), созданный более 1,000 лет назад, золотой клад из Снеттишема в Британском музее – более 2,000 лет, или погребальную маску Тутанхамона в Каирском музее – более 3,000 лет, смотрел на эти чудесные экспонаты с восхищением. Они абсолютно бесценны и безгранично желанны. Поэтому нет сомнений в том, что золото, один из основных элементов во всех этих шедеврах, проходит тест фон Мизеса. Более того ацтеки и инки в Новом мире, полностью изолированные от евразийских культур, придерживались такого же мнения.
Декретные валюты этого теста не выдерживают. Они начинали как денежная замена золота или серебра и со временем потеряли свою конвертируемость. В результате их ценность теперь зависит только от уверенности.
Трейдеры и инвесторы на рынках капитала не делают такого различия. Они забывают закон Грешема – плохие деньги выгоняют с рынка хорошие – и считают современные валюты единственными деньгами нашего времени. Это вполне объяснимо, так как они выплачивают в них налоги. Они инвестируют для получения прибыли в валюте. Так что пока у них есть возможность страховать валютный риск с помощью покупки капитальных активов, они могут управлять своими портфелями, не используя золото.
По этим практическим причинам общественное мнение больше не считает золото деньгами, но такая самоуверенность, вероятно, будет подорвана событиями в реальном мире. Мы уже видим, что четыре основных центральных банка полны решимости эмитировать свои основанные на доверии валюты во все больших объемах для финансирования своих правительств и поддержки банков. Нам еще предстоит увидеть, как они все это остановят.
Последствия монетарной инфляции обычно были предсказуемыми. Она сначала поднимала цены на активы, что мы уже наблюдаем. Затем росли цены на ресурсы и товары, так как люди начинали тратить, к чему их подстегивали низкие процентные ставки, что неизбежно вело к росту цен и процентных ставок. Последовательность событий в рамках экономических циклов, питаемых кредитом, всем прекрасно известна.
В этот раз, учитывая вероятность финансового кризиса из-за падения цен на активы, экономический цикл находится под угрозой короткого замыкания. Рост цен на ресурсы и товары будет скорее всего вызван падением уверенности в декретных валютах, а не ростом уверенности в экономических перспективах.
Все это будет конечным тестом для необеспеченных валют. В тот момент все те, кто связал свою судьбу с современными валютами, пожалеют о том, что не знали о теореме регрессии фон Мизеса.
Источник: goldenfront.ru.
Рейтинг публикации:
|