Sukhoi Superjet 100 - флагманский проект нашего гражданского авиапрома.
Фото: «Аэрофлот».
Первый самолет в спецификации «фулл» передали авиакомпании «Аэрофлот»
Крупнейший российский перевозчик - первый покупатель и эксплуатант новых российских лайнеров. Первый самолет в спецификации «лайт» (по сути, базовая комплектация) был поставлен на крыло два года назад. Сейчас в парке «Аэрофлота» 10 воздушных судов Sukhoi Superjet 100. Согласно контракту в ближайшее время все они будут заменены на новые. Чем же отличается новый самолет от первенцев? Что улучшилось с точки зрения безопасности и комфорта?
«ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ КО ВСЕМ ПОЖЕЛАНИЯМ»
- Такого не бывает, чтобы самолет взял и сразу полетел, - говорит Евгений Воронин, командир летного отряда воздушных судов Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот». - Период технического взросления есть у всех: у «Боинга», «Эйрбаса», «Эмбраера» и «Бомбардье». Процесс переделки самолета идет всю жизнь. Его постоянно улучшают. И это происходит в тесном взаимодействии с производителем. У нас нет мелочей.
Производитель прислушивается ко всем пожеланиям. И вносит изменения в конструкцию. Так, в комплектации «фулл» на борту обновили систему управления полетом, появился погодный радар с функцией определения сдвига ветра, увеличилось количество камер системы видеонаблюдения. Кроме того, появилось еще одно рабочее место бортпроводника, дополнительный туалет с пеленальным столиком и место для крепления детской люльки.
- Казалось бы, это мелочи, но они улучшают жизнь человека в полете, - говорит Олег Энгельс, начальник отдела эксплуатационной сертификации «Аэрофлота». - За два года эксплуатации мы сделали огромный список улучшений по эргономике самолета и даже внешнему виду. Самолеты должны быть красивыми, ведь это лицо компании.
«НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ ОТРАБАТЫВАЕМ НА ТРЕНАЖЕРЕ»
Безопасность полетов зависит не только от техники, но и от пресловутого человеческого фактора. Среди летного состава «Аэрофлота» аттестацию на «Суперджет» прошли 38 капитанов воздушного судна и 44 вторых пилота. Каждый из них раз в полгода проходит курсы повышения квалификации на специальном тренажере.
- Основная задача занятий - это поддержание летной годности, - говорит Олег Крупнов, пилот-инструктор летного отряда воздушных судов SSJ100 «Аэрофлота».
Тренажер, произведенный концерном Thales, чем-то похож на огромную голову Робокопа, стоящую на «курьих ножках». Кабина пилотов в процессе тренировки полностью эмулирует движения самолета во время различных штатных и нештатных ситуаций.
- Можно задать все что угодно, - говорит Олег Крупнов. - Инсценировать отказ двигателя, болтанку включить. Любые метеоусловия: дождь, град, метель или песчаную бурю. Пилоты отрабатывают различные сценарии, которые все взяты из реальной жизни. Любой опыт учитывается при подготовке пилотов. Это делается для того, чтобы повысить безопасность полетов.
Внутри тренажер на 100% копирует настоящую кабину пилотов. Сотни кнопок и датчиков. А картинка за окном настолько реальна, что начинаешь ощущать себя пилотом воздушного судна.
- Аварийные ситуации случаются, не буду скрывать, - говорит Олег Крупнов. - Но происходит это крайне редко. Пилоты у нас очень квалифицированные. Но даже если что-то подобное произошло, то тут же разбираем все ошибки.
- Раньше все тренировки проходили на реальных самолетах, - говорит Евгений Воронин. - Поэтому бывали и печальные случаи. Теперь все максимально отрабатываем на тренажерах. Там прекраснейшая визуализация. Он экономит нам колоссальное количество времени и денег, потому что мы вообще не задействуем самолеты.
Считайте сами, затраты на авиатопливо составляют до 40% от стоимости билета. А занятия на тренажерах проходят чуть ли не в круглосуточном режиме. В итоге расходы на подготовку пилотов серьезно сокращаются, а безопасность полетов увеличивается.
|
Тренажер на 100% эмулирует поведение самолета, экономит деньги и улучшает безопасность полетов. Фото: «Аэрофлот». |
|
СПРАВКА «КП»
Sukhoi Superjet 100 - региональный 100-местный самолет нового поколения. Производится компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии Alenia Aermacchi (Италия). Первый полет лайнера состоялся в мае 2008 года.
Уже заключены контракты на поставку 179 самолетов. В 2013 году планируется поставить российским и иностранным заказчикам порядка 30 лайнеров. Его преимущества перед прямыми конкурентами - невысокая цена, низкий расход топлива и незначительный объем выброса вредных веществ.