Москва. 3 июня. FINMARKET.RU - Кейнсианские программы - радикальные и сдержанные - все популярней у экономистов, они наперегонки доказывают друг другу и властям разных стран, что тратить деньги - это хорошо. Суммирая их разнообразные идеи, профессор Висконсинского университета в Мадисоне, старший экономист Совета экономических консультантов президента США Мензи Чинн предлагает несколько базовых принципов, следуя которым, можно быстро восстановить экономику.
Чинн считает, что, в принципе, для ускорения экономического роста нужна только политическая воля - все рецепты стимулирования давно известны. Именно поэтому быстро восстановить свою экономику, по мнению экономиста, смогут США, Великобритания и Япония. У них есть своя валюта, они могут печатает ее, а значит, у них развязаны руки - они могут занимать столько, сколько пожелают. Выйти из рецессии успешно могут и те страны, которые имеют профицит счета текущих операций и могут занять большее количество средств без последствий.
Три лекарства от Мензи Чинна:
Введение условного таргетирования инфляции.
Страны с развитой экономикой достаточно переживают сокращение доли заемных средств и расходов домохозяйств. Способ заставить частный сектор увеличить расходы - повысить уровень инфляции. Если цены на активы будут расти вместе с инфляцией, то ограничения по залогам будут ослаблены и кредитование возобновится. Когда кредитование и заимствования вырастут, возобновится быстрый рост, начнется сокращение уровня долга к ВВП.
Увеличение бюджетных стимулов через мультипликатор сбалансированного бюджета
Страны, которые сталкиваются с жесткими ограничениями заимствований, могут подстегнуть экономику можно через бюджетную политику. Увеличение расходов увеличит совокупный спрос, а не дефицит бюджета. Такой подход, скорее всего, снизит темпы накопления долга. Экспансионистская фискальная политика снижает уровень безработицы и поддерживает более высокий уровень капитальных вложений. В итоге ВВП будет выше, чем при сокращении бюджетных расходов.
Расходы должны быть рассчитаны на долгосрочный рост спроса
Для того, чтобы максимально эффективно использовать ресурсы, нужно оценивать целесообразность расходов с точки зрения спроса и предложения. Долгосрочные последствия расходов на оборону будут минимальными, а расходы на инфраструктуру и образование, если они сделаны с умом, могут обеспечить столь необходимый долгосрочный импульс для выхода из рецессии. В достижении этой цели может помочь идея национального инфраструктурного банка или фонда.
Евгений Гавриленков, главный экономист Sberbank CIB
Все эти меры достаточно традиционны, тут ничего нового нет. В развитых странах проблема заключается в том, что они хотят увеличить инфляцию, но она не увеличивается. Несмотря на эмиссию и большой дефицит бюджета, инфляция существенно не растет, соответственно не увеличивается налоговая база. Вроде бы ситуация выправляется, но очень уж медленно.
Долг в Америке постоянно растет, потому что бюджетный дефицит увеличивается, и он больше, чем темпы роста. На каком-то этапе это может стать самой существенной проблемой, и когда это произойдет, не понятно. Пока политика количественного смягчения помогает сдерживать рост процентных ставок и стоимость обслуживания долга.
Ни один из этих рецептов не гарантирует существенного оживления. В инфраструктуру надо вкладывать, но все равно какие-то расходы нужно сократить, что противоречит этой теории. Эти меры не подошли, как мы видим, и развитым странам, не подойдут и нам.
Но наш случай это отдельная тема. Мы каждый год увеличиваем расходы [бюджета] на 30 %. Но экономика такими темпами все равно не растет. Все это просто транслируется в высокую инфляцию. Адекватной отдачи от этих расходов нет. Как мы часто видим по сообщения из СМИ, направленные на инфраструктурные проекты средства доходят или не полностью доходят до цели. И это тоже одна из причин, почему повышение расходов нам никак не поможет.
Валерий Миронов, Институт "Центр развития", НИУ ВШЭ
Разгон инфляции нужен развитым странам для обесценивания накопленной домашними хозяйствами задолженности. У нас нет излишней задолженности, наше кредитование пока не доросло до 30 % ВВП -среднего их уровня. Поэтому нам обесценивать нечего. Если инфляция будет высокой, это лишь обесценить текущие доходы населения и затормозит склонность к потреблению.
У нас расходы что в оборонку, что в инфраструктуру оборачиваются большими коррупционными потерями, вплоть до 20 %, которые могут теряться в госзакупках. Это очень большие потери, и пока мы не ликвидируем такую сильную коррупцию, экстремально высокую, нам вообще государственные инвестиции противопоказаны, особенно в такие сектора как строительство и строительство инфраструктурных объектов. Насколько я понимаю, что в ОПК тоже не решена проблема с коррупцией.
В этом случае деньги паркуются и не вкладываются. Они сохраняются в надежных государственных бумагах. Это наиболее разумный выход. Когда коррупция снизится до приемлемого уровня, тогда можно их вкладывать. И в оборонку, и в инфраструктуру - нам нужно и то, и другое. И армия должна быть вооружена, и инфраструктура должна быть построена. Другое дело, что все проекты должны проходить общественное обсуждение, чтобы понять, нужны они или нет. Должна быть адекватная методика оценки эффектиности этих проектов, (предполагается, что все строящиеся дороги будут платными) и только тогда строить. Должны быть облигации, которые позволяли бы контролировать строительство с точки зрения эффективности. Нуждающиеся субъекты могут получать на платные дороги социальные льготы или ваучеры.
Для Америки очень важен спрос, поэтому предлагается увеличение расходов. Но надо иметь в виду, что накачка спроса актуальна, когда высок уровень безработицы и есть незагруженные мощности. У США есть свободные рабочие руки и свободные мощности, потенциальный уровень ВВП не достигнут. У нас исходя из инфляционного уровня загрузки уровень загрузки мощностей превышен, безработица на очень низком уровне, ниже 6%. Нужен переток рабочей силы. Государство опоздало немного, только со следующего года правительство хочет строить дешевое жилье съемное, а переток нужен уже сейчас.
Что касается инвестиционного процесса, то инвестиции уже полгода стагнируют. Это плохо, потому что ели начать стимулировать спрос, то увеличение спроса приведет к увеличению инфляции. Значит, нужно, может быть, увеличить рост инвестиций, а только потом увеличивать спрос. На это нужно потратить год. Одновременно необходимо предпринять беспрецедентные меры по борьбе с коррупцией.
Алексей Девятов, "Уралсиб Кэпитал"
Что касается расходов на оборону, и на инфраструктуру, прежде чем заниматься этими вещами, нужно навести порядок в эффективности госрасходов. Часто бюджет переплачивает, при этом переплачивает очень существенно. Это в основном связано с коррупцией в сфере госзакупок. И недавно принятый закон в сфере госзакупок, который должен заменить действующие, во многом повторяет недостатки старого. Не произойдет никакого прорыва. Масштабные инфраструктурные инвестиции - это прекрасно, но большая часть этих средств не дойдет до проектов.
Увеличение расходов это действительно метод, который мог бы отчасти ускорить рост. Например, увеличение социальных расходов подстегнуло бы рост спроса. Там коррупционная составляющая небольшая. Но у России нет ресурсов увеличить расходы, бюджет и так напряженный. Если увеличить расходы, мы уйдем в бюджетный дефицит. В долгосрочной перспективе это может привести к наращиваю долга.
В связи с приходом Эльвиры Набиуллиной на пост главы ЦБ и с тем, что экономика находится в тяжелом состоянии, определенное смягчение денежно-кредитной политики нас ждет. Это будет оказывать давление на инфляцию, но она несколько снизится все же.
Это удешевит ресурсы для банков и приведет к росту кредитования. Если мы будет закачивать большие деньги в отечественную банковскую систему, возникнет ряд проблем. Такое повышение совокупного спроса будет в большей степени ложиться на инфляцию, а не на рост экономики. И мы рискуем пойти по белорусскому сценарию - высокие темпы роста инфляции при низких темпах роста экономики.
У России нет особых способов выйти из рецессии кроме повышения конкурентоспособности экономики в первую очередь за счет сокращения издержек и тарифов естественных монополий. Другой существенный ресурс - это улучшение делового климата. Эта большая тема, которая лежит вне поля экономполитики, и очень мало делается в этом направлении. И последнее: если бы нам удалось повысить эффективность госзакупок, нам бы удалось существенно сэкономить бюджетные средства и не повышая лимит расходов выделить средства на социальную поддержку.
Ярослав Лисоволик, Deutsche Bank
Помимо количественных ограничений расходов важно подойти к тому, чтобы адресно усовершенствовать инвестиционную компоненту. Я думаю, определенная переориентация расходов в сторону инфраструктурной может способствовать росту инвестиций в основной капитал и ускорению экономического роста. Нужно отказаться от расходов с кратковременным эффектом в угоду более долгосрочному экономическому росту.
Необходим рост частного сектора, снижение административных барьеров. Только тогда, когда частный сектор начнет ускоряться, тогда мы увидим более устойчивый рост, который будет независим от накачивай со стороны бюджета.
Бюджетные факторы, конечно, играют роль, но основные импульсы должны идти со стороны частного сектора. И здесь задача государства в том, чтобы адресно снижать вмешательство государства в экономику.