© Фото: Роман Мамонов / «Голос России»
По Среднему Западу США продолжают гулять смерчи и торнадо, дома продолжают разрушаться, гибнут люди, нарушается инфраструктура. При этом реальных методов борьбы с этими природными явлениями просто нет
«Девочка Дороти жила в маленьком домике посреди огромной канзасской степи. Ее дядя Генри был фермером, а тетя Эм вела хозяйство. Домик был маленький, потому что доски для его постройки пришлось везти на повозке издалека. В нем были четыре стены, крыша, пол и одна-единственная комната, в которой стояли старая ржавая плита, буфет, стол, несколько стульев и две кровати. В одном углу помещалась большая кровать дяди Генри и тети Эм, а в другом - маленькая кроватка Дороти. В доме не было чердака, да и подвала тоже, если не считать ямы под полом, где семья спасалась от ураганов.
В этих местах ураганы бывали такими свирепыми, что им ничего не стоило смести со своего пути маленький домик. На полу посреди комнаты был люк, а под ним - лестница, которая вела в убежище».
Это первые строки книги Фрэнка Баума «Удивительный волшебник страны Оз» (в переводе Сергея Белова). Книга написана и издана в 1900-м году. Судя по Википедии, тогда же и происходит действие.
Прошло 113 лет. Ничего не изменилось – по Среднему Западу США продолжают гулять смерчи и торнадо, дома и домики продолжают разрушаться, гибнут люди.
Почему так получается? Из года в год, из десятилетия в десятилетие по штатам гуляют ураганы. При этом продолжаются массированные разрушения, гибнут люди, нарушается инфраструктура. Неужели плохо с технологиями?
Ну, во-первых, да, плохо. Смерч – это не землетрясение. И если сейсмостойкие здания построить реально, то строительство смерчеустойчивого жилого дома – очень непростая задача.
Соединенные Штаты Америки за пределами мегаполисов – в первую очередь частные жилые дома. Причем, стоит учитывать, что климат в США отнюдь не российский. Основная часть США, страдающая от смерчей и ураганов, расположена прилично южнее средней полосы России. Поэтому там нет необходимости в серьезных фундаментах, толстых утепленных (и укрепленных) стенах. Да и основная часть населения в тех краях отнюдь не богатеи. Лишних денег на дополнительную защиту просто нет.
В результате строится то, по сравнению с чем даже российские дачные щитовые домики – довольно серьезные строения. Если кто-то думает, что со времен Фрэнка Баума ситуация с домами сильно изменилась – это не так.
Кроме того, есть и чисто экономическая причина.
В США очень сильны традиции страхования. Жизни, здоровья, имущества, ответственности. И в том числе страхования имущества от несчастных случаев. Подавляющее большинство домиков, разрушенных в результате смерчей, банально застрахованы. А так как сами домики были довольно дешевыми, то и выплаты даже при серьезных бедствиях для страховых компаний вполне подъемные.
Что получается в итоге?
Прошел торнадо. Разрушил дом. Владелец получил страховку. Начал строительство нового дома (создал новые рабочие места, помог бизнесу производителей и продавцов строительных материалов). Те, в свою очередь, смогли найти новые объемы работ (и заплатили дополнительные страховые взносы).
То есть любой торнадо – это, конечно плохо. Разрушения, опасности… Но тот же самый торнадо – это толчок развитию местного бизнеса (а регионы, в которых преимущественно бушуют торнадо, это депрессивные регионы, надо это четко понимать). Поэтому серьезно защищаться от торнадо на государственном уровне (вести серьезную пропаганду, строить более устойчивые и дорогие дома) для США не очень интересно. Гораздо интереснее преодолевать трудности и давать дополнительные возможности для бизнеса.
С другой стороны, при подготовке этого материала были изучены старые методические пособия о гражданской обороне. Оказалось, что реальных методов борьбы с бурями и смерчами просто нет. Основные рекомендации: держать наготове подвал и погреб, не размещать в зонах, подверженных ураганам, опасные производства, вовремя демонтировать старые и ветхие здания. И, в общем, все.
Получается, что для того, чтобы забыть про опасность от ураганов, единственный выход – переселиться подальше от зоны, в которой бушуют ураганы. Других вариантов при сегодняшнем уровне развития науки просто нет.
Еще одна проблема – это люди. Как-то уж слишком много их погибло в 2013 году…
Здесь сложно судить, но складывается ощущение, что дурную шутку сыграли как раз технологии. Ведь здесь что самое главное? Система оповещения. Современный человек быстро привыкает, что у него лежит в кармане мобильный телефон, постоянно приходят эс-эм-эски и сообщения из социальных сетей, звучат новости по телевизору и радио.
И совершенно забывает, что линии связи – первое, что пострадает от стихии. Для того чтобы выключились мобильные, достаточно, чтобы пропало электропитание на вышке сотовой связи. Для потери телевизионной картинки (кабельного ТВ – мы говорим про США) достаточно повредить кабель. И так далее…
Желающие могут вспомнить почти любой фильм-катастрофу. Их так много снимается в Голливуде отнюдь не просто на потеху толпе. Этот жанр – реальное напоминание о том, что может произойти.
И вот, похоже, в какой-то степени, произошло. И, по большому счету, США оказались к природной катастрофе просто не готовы.
Большие катастрофы бывают редко. Однако случайные события имеют тенденцию к образованию кластеров. На человеческий язык эта заумная фраза лучше всего переводится старой доброй русской пословицей: беда не приходит одна.
Вопрос только в том, делаются ли из первой беды правильные выводы.
Кирилл Шашурин
Источник: rus.ruvr.ru.
Рейтинг публикации:
|