Не успела Россия толком переварить вступление в ВТО, как уже активно готовится вступление в ещё одну международную организацию - ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Данное решение политическое, и процесс подготовки к вступлению также во многом политизирован, констатируют эксперты. Однако расценивают данное событие в целом положительно.
Процесс присоединения к ОЭСР в последнее время существенно активизировался, переговоры с пятью из 22 комитетов организации уже завершены. Об этом рассказал Владимир Ткаченко, директор департамента международных организаций Минэкономразвития России в ходе экспертного семинара "Присоединение России к ОЭСР: оценка возможных последствий". По его словам, 2013 год должен стать в этом вопросе ключевым.
ОЭСР - не экономический союз и не соглашение о торговле, а организация, объединяющая практически все промышленно развитые страны мира, её основная цель - гармонизация правил ведения бизнеса, в том числе налогового законодательства, поясняет специфику организации Александр Кнобель, заведующий лабораторией международной торговли Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Кроме того, деятельность ОЭСР направлена также на противодействие отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. Россия начала переговоры о присоединении в 2009 году, а в августе 2012 года вступила в ВТО, что является одним из обязательных условий членства в ОЭСР. Вступление в "клуб богатых стран", куда в настоящий момент входит 34 государства, позволит России улучшить свой имидж, уверен Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы. "ОЭСР - это клуб самых благополучных стран, которые играют по правилам, которые приняты среди наиболее развитых и благополучных стран. Вступление в организацию создает имидж успешной страны, которая готова играть по общепринятым правилам, что является ключевым фактором инвестиционной привлекательности", - комментирует эксперт.
Процесс подготовки России к вступлению в ОЭСР идет полным ходом, однако пока не всё гладко. Наиболее сложно идут переговоры по сектору охраны окружающей среды в связи с большим объемом нормативных документов, регулирующих международное сотрудничество в сфере экологии. Для выполнения обязательств в этой сфере могут потребоваться значительные финансовые средства, говорится в исследовании НИУ ВШЭ "Оценка последствий присоединения к ОЭСР". Тем не менее, выполнение обязательств ОЭСР в сфере экологии окажет положительный эффект на политику энергоэффективности России, считают специалисты ВШЭ.
Среди пострадавших от вступления в ОЭСР отраслей могут оказаться химические лаборатории и центры. Наиболее проблемными являются обязательства, связанные с методами взаимного признания данных о химических веществах и методами надлежащей лабораторной практики. Действовавшие до последнего времени в РФ методы испытаний химических веществ промышленного назначения и их смесей отличались от рекомендаций ОЭСР. Кроме того, в связи с отсутствием в России лабораторий и центров, признанных инспекционными органами ОЭСР, российские экспортеры могут быть вынуждены проводить исследования за пределами страны. Учитывая, что стоимость проведения подобных исследований за рубежом значительно выше, чем в России, и то, что исследовательские лаборатории, признанные инспекционными органами ОЭСР, заключают договоры на определенный период времени, это может повлечь за собой риск возникновения препятствий для включения российских производителей в число полноценных участников международного рынка, считают аналитики. Помимо этого, весьма вероятен и риск снижения исследовательского потенциала отечественных лабораторий. Как полагают специалисты, для гармонизации законодательства в этой сфере может потребоваться около 8 лет, однако помехой вступлению в организацию это стать не должно: там с пониманием относятся к тому, что для ряда преобразований потребуется дополнительное время. Главное требование - объяснить, для чего нужно растянуть сроки.
Что касается финансовой сферы, то тут камнем преткновения является рекомендация ОЭСР принять обязательства по созданию прямых филиалов иностранных банков в РФ, а также о снятии квот на участие нерезидентов в российских финансовых организациях. "Сектор банковских и страховых услуг относится к сфере стратегических интересов России. Безоговорочное снятие любых ограничений в данной сфере может повлечь значительные риски, включая риск утраты российскими финансовыми организациями конкурентных преимуществ, риск притока в Россию спекулятивного капитала, риск увеличения зависимости внутреннего рынка от колебаний на мировых финансовых рынках. В связи с этим специалисты советуют принять данную рекомендацию с переходным периодом, во течение которого сохранится возможность устанавливать квоты на участие нерезидентов в уставном капитале финансовых организаций, а также запрет на создание прямых филиалов иностранных финансовых организаций", - отмечается в исследовании ВШЭ. Стоит отметить, что представители российских ведомств неоднократно заявляли, что Россия будет отстаивать сохранение запрета на открытие прямых филиалов иностранных банков.
Кроме того, одной из рекомендаций ОЭСР является введение в России прогрессивной шкалы налогообложения и повышение пенсионных налогов для граждан с высокими доходами. Это может усилить неустойчивость налогового законодательства РФ, а значит негативно сказаться на и без того неудовлетворительном инвестиционном климате в стране, полагают специалисты.
На сегодняшний день удалось привести в соответствие с требованиями ОЭСР российское законодательство в области корпоративного управления. Спорным остается момент, касающийся усиления защиты прав и интересов миноритарных и иностранных акционеров. Поскольку интересы мелких акционеров могут не только не совпадать с интересами мажоритариев, но и с интересами компании, то, по мнению специалистов, необходимо создать механизмы защиты от недобросовестных миноритариев, найти баланс: с одной стороны, права миноритариев не нужно ставить во главу угла, с другой стороны, миноритарии - это, так сказать, "священная корова".
Главной проблемой России остается высокий уровень коррупции. В связи с этим рекомендации ОЭСР предполагают ряд изменений в российском уголовном законодательстве, в частности, внедрение уголовной ответственности юридических лиц. Это противоречит принципам российской уголовно-правовой системы, реализация данной рекомендации потребует пересмотра действующего подхода к установлению уголовной ответственности. Кроме того, следует учитывать, что возможность применения мер уголовной ответственности к юридическим лицам может быть использована в качестве инструмента недобросовестной конкурентной борьбы и, в свою очередь, стимулировать совершение коррупционных правонарушений недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов, отмечается в исследовании ВШЭ.
В целом же эксперты признают, что требования ОЭСР вменяемые и больших рисков нет. Кроме того, стоит разделить требования организации и рекомендации, которые Россия выполнять не обязана. Ни в одной стороне ОЭСР ни одна из рекомендаций в полной мере не реализована, констатируют специалисты. В качестве примера максимального несоответствия требованиям ОЭСР эксперты приводят Турцию и Мексику, которые с очень большой натяжкой можно назвать отвечающими всем требованиям организации. Вступление Турции в ОЭСР было сугубо политическим решением после её вступления в НАТО, а вступление Мексики было "продавлено" США, в связи с североамериканской зоной свободной торговли.
Необходимо учитывать, что само присоединение к ОЭСР и дальнейшее сотрудничество будут достаточно дорогостоящими, предостерегают эксперты ВШЭ, и в связи с этим необходимо обеспечить, чтобы расходы России по участию в организации максимально окупались и приносили максимальную выгоду для нашей страны с учетом приоритетных задач социально-экономической политики на ближайшую и долгосрочную перспективы. Присоединение к ОЭСР будет способствовать повышению политического авторитета и репутации России как экономически развитой и демократической державы, повышению уровня политического диалога со странами-членами организации и расширению контактов и сотрудничества, построенных на партнерской основе, считают специалисты. Членство в ОЭСР существенно расширит возможности для продвижения российских позиций и интересов на международной арене.
Тем не менее, по мнению экспертов, не стоит рассчитывать на сиюминутные изменения как в вопросе улучшения имиджа России, так и в уровне жизни. "Это не значит, что мы сразу же разбогатеем и станем жить так же, как живут самые богатые страны, но мы будем двигаться в одном с ними направлении", - отмечает Евсей Гурвич. Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов и вовсе не рассчитывает на скорое вступление России в ОЭСР и предупреждает, что система адаптации будет растянута на полтора-два года. А причиной отсрочки вхождения в "клуб богатых стран", по его мнению, может стать позиция Москва по вопросу финансового сектора. "Москва будет аккуратно относиться и постарается удержать свои позиции по вопросу финансовых секторов, по вопросу миграционного обмена. Поэтому, если вступление и произойдет, то это будет нескоро", - сказал он в эфире ФИНАМ FM. Кроме того, есть опасность номинального членства, и тогда никаких изменений ни в имидже России, ни в инвестиционном климате страны не произойдет. "Выгоды для России будут напрямую зависеть от того, собираемся ли мы действительно соблюдать правила, сложившиеся в организации, или будем придерживаться стратегии номинального членства с установкой обойти эти правила везде, где это возможно, - комментирует Александр Кнобель. - Во втором случае эффект от положительного сигнала присоединения быстро сойдет на нет, и репутационные потери не дадут возможности использовать членство в организации для развития отечественной экономики".