США боятся потерять Японию? К новым путям американского сжиженного газа
Как и ожидалось, тема американского экспорта СПГ быстро набирает обороты. Основные вопросы на ближайшее время следующие: какие проекты по сжижению получат все необходимые разрешения, и, главное, на какие рынки будет направляться американский СПГ. А потому предлагаем подробней разобраться в некоторых деталях.
Основных разрешений, необходимых для экспорта СПГ, в США два. Первое выдает Министерство энергетики (DOE). Второе — Федеральная комиссия по энергетическому регулированию (FERC). Причем Минэнерго уже выдало огромное количество разрешений, а вот FERC — только одно: для единственного строящегося завода Sabine Pass (владелец — Cheniere Energy). Однако, за исключением того же Sabine Pass, до недавнего времени Минэнерго (DOE) разрешало экспорт только в страны, с которыми у США есть соглашение о свободной торговле (FTA, free-trade agreement). Этот договор заключен с 20 странами, но интерес для потенциальных экспортеров СПГ из них представляют всего две — Южная Корея, и, в значительно меньшей степени, Чили. В то же время ни Япония, ни Индия в этот список не входят.
Таким образом, чтобы американский экспорт действительно заработал, компаниям необходимо: 1) Получить разрешение DOE в страны «non-FTA». 2) Получить разрешение FERC. Пока, повторимся, обе эти стадии прошел только единственный строящийся завод Sabine Pass. А в чём же тогда были новости?
Основная «газовая» новость прошедших выходных — Минэнерго разрешило «non-FTA» экспорт для проекта Freeport LNG (разрешение получено на мощность около 10 млн тонн в год). Учитывая, что ранее японские компании (Osaka Gas и Chubu Electric) заключили договор на право сжижать на этом заводе 4,4 млн тонн газа в год, уже сейчас ясно, что этот газ с будущего завода пойдет в Японию. Еще 4,4 млн тонн на заводе будет сжижать BP. Разрешения FERC для Freeport LNG еще не получено, но, вероятно, это вопрос времени.
Пока это единственное фактическое изменение в области разрешений. Кроме того, определенные подвижки произошли еще в двух проектах, что может косвенно свидетельствовать о том, что их участники также надеются вскоре получить «отмашку» на экспорт.
Во-первых, это совместный проект ExxonMobil и QatarPetroleum — Golden Pass LNG. Здесь стороны договорились о строительстве завода по сжижению (его заявленная мощность достаточно большая — 15,6 млн тонн в год) и подали заявку в FERC. Но пока не получено ни non-FTA разрешение Минэнерго, ни разрешение FERC.
Во-вторых, это проект Cameron LNG (дочернее предприятие Sempra). Три японских компании — Mitsui, Mitsubishi и транспортная NYK станут владельцами 33,2% этого завода по сжижению (еще 16,6% будет принадлежать GDF Suez). Кроме того, Mitsui и Mitsubishi будут сжижать на этом заводе 4 млн тонн газа в год в течение 20 лет. Необходимых разрешений у завода пока нет.
Превалирование политики над экономикой в будущем американском экспорте становится все более очевидно. Мы уже писали в данном контексте о «китайском факторе». Конечно, прямого экспорта в Китай из США пока не планируется (хотя некоторые объемы фактически американского газа будут поступать в Китай из СПГ-портфолио крупных трейдеров, таких как BG Group). Тем не менее, американский СПГ самим фактом своего появления на мировом рынке поможет Китаю снизить напряженность на мировом рынке энергоносителей.
Кроме того, в США, очевидно, взят курс на прямую «газовую» поддержку своих союзников. Если Cameron LNG также получит разрешения, один из новых векторов экспорта станет очевидным — Япония.
Активизация по японскому направлению пошла именно сейчас неслучайно. Напомним, что на нашем Дальнем Востоке запланировано сразу несколько новых заводов СПГ. «Газпром» планирует увеличить мощность существующего «Сахалин-2», построить «Владивосток СПГ», «Роснефть» также намерена построить свой завод на Сахалине. Сейчас основные объемы СПГ с «Сахалин-2» направляются в Японию, этот же рынок рассматривается как ключевой и для новых заводов. Продажи СПГ в Японию удобны в первую очередь из-за очень короткого транспортного плеча, а также высоких цен, устойчивого спроса на СПГ. Неслучайно и руководство «Роснефти», и «Газпрома» уже провели переговоры с японскими компаниями, которые могут стать партнерами в строительстве.
Но, несмотря на то, что Япония — крупнейший в мире импортер СПГ, японская экономика не может похвастаться высокими темпами роста, а потому потенциал роста спроса на топливо ограничен. Может статься так, что и американский, и российский СПГ сразу в Японии не уместятся. В любом случае, США, очевидно, опасаются усиления зависимости своего союзника от российских поставок, а потому как минимум хотят «разбавить» российский СПГ своим.
В будущем можно ожидать новых политически мотивированных направлений американского экспорта. Например, увеличение экспорта в Индию (3,5 млн тонн в год с уже строящегося завода будет покупать индийская GAIL), т.к. Нью-Дели вновь задумывается о продолжении газопровода Иран-Пакистан. Ранее страна вышла из проекта газопровода Иран-Пакистан-Индия под давлением США. Недозагруженным контрактами пока остается строящийся польский терминал по приему СПГ в Свиноуйсьце. Литва, да и та же Украина готовят плавучие терминалы по приему СПГ, а вот контрактов на поставки пока так и нет. Объемы там небольшие, но выглядеть такая помощь в борьбе за энергетическую независимость может эффектно.
Мы уже говорили, что около 60 млрд кубометров (40-45 млн тонн в год) — наиболее вероятная верхняя граница американского экспорта. Так, что выбирать «счастливчиков» Штатам придется достаточно ответственно. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|