В течение последних нескольких лет со стороны США — лидера НАТО, поднимался вопрос о том, что Европе необходимо увеличить ассигнования на оборону. Однако нужна ли такая забота о своей безопасности Европе? Последняя на текущий момент попытка давления на европейцев со стороны НАТО состоялась 6 мая. Как отреагируют лидеры европейских государств?
Кого боится Европа?
6 мая на заседании комитета Европейского парламента по внешней политике и безопасности глава НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил о необходимости повышения расходов Европы на оборону. О причинах этих действий Расмуссен официально не сообщил. Как было процитировано в СМИ, увеличение ассигнований на оборону генсек обосновал необходимостью обеспечить более высокий уровень безопасности.
Подобные заявления из уст политиков звучат не впервые. Ранее, в феврале, на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности в НАТО Расмуссен предположил, что "серьезный вклад Европы в возможности НАТО подкрепит обязательства США в НАТО". О какой именно угрозе для Европы идет речь, политик не сообщил. Учитывая кризисную внутриполитическую ситуацию в Европе, крайне сомнительно, что внешняя политика и оборона от некоего мнимого врага выходят на первый план.
Напомним, что военная организация НАТО первоначально создавалась как объединение стран Европы и США против советской угрозы, а в дальнейшем — против любых возможных угроз. Так, в начале 2013 года вице-президент США Джозеф Байден выразил беспокойство по поводу перехода Китая в ранг военной супердержавы и возможного ослабления сил Европы при снижении соответствующего финансирования. Поэтому общий анализ действий НАТО позволяет сделать вывод, что в делах Европы масла в огонь подливают США.
США давно выражают недовольство союзниками по НАТО
Мало того, что за последние 20 лет в общей сложности военные бюджеты государств Европы сократились практически вдвое, показательной ситуацией стал вооруженный конфликт в Ливии, когда США играли ведущую роль, занимаясь военным обеспечением. Еще тогда, в 2011 году, США в лице министра обороны Роберта Гейтса заявили о своем выходе из НАТО в случае дальнейшего сокращения военных сил союзников. В прессе не так давно появилось сообщение посла США при НАТО Иво Даалдер о том, что продолжать финансировать европейскую оборону США долго не смогут. Из сказанного следовало, что Европа тянет США на дно.
В настоящий момент Вашингтон более ориентирован на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, да и вообще ведет гораздо более активную военную политику, чем какое-либо другое государство. Поэтому выделять прежний объем средств на Европу для США попросту невыгодно. К тому же до 2015 г. в Белом доме предполагают вывести из Европы половину из размещенных там на настоящий момент боевых групп.
Американцы весьма обеспокоены взаимоотношениями с КНДР, поэтому "выдавить" ресурсы из Европы им необходимо, чтобы укрепить свою позицию. Кстати, дефицит госбюджета США продолжает расти астрономическими темпами, поэтому финансовый вопрос как никогда актуален сегодня для Вашингтона. Для сравнения приведем цифры: США тратят на оборону 4 процента своего ВВП, в то время как расходы Франции и Великобритании составляют 2 процента, а остальных входящих в НАТО стран — и того меньше. Китай тратит на свою систему обороны 7,8 процентов ВВП.
Кризис отношений с США
Серьезный экономический кризис в Европе не способствует росту военных расходов, а значит, подрывает союзнические отношения Европы и США в блоке НАТО. Европа сокращает финансовое участие в североатлантическом блоке еще и потому, что начинает переориентироваться на собственное военное оснащение, независимо от НАТО.
Следует отметить, что, хотя большинство стран Европы входят в НАТО, НАТО и ЕС остаются различными организациями. ЕС — по сути, внутригосударственная структура, ее первоочередная задача — заботиться о собственной безопасности, поэтому ЕС, по идее, не должен в рамках военных операций выходить за свои пределы. НАТО является международной оборонительной организацией и ее цель — обеспечить защиту от внешних угроз для всех членов блока.
Правовой базой деятельности ЕС, в том числе в сфере обороны и безопасности, являются Маастрихтский договор 1992 года, обозначивший общую внешнюю политику и политику безопасности, а также заключенный позднее Лиссабонский договор, вступивший в силу 01.12.2009. Большую роль играет в вопросах обороны Евросоюза Веймарская группа, куда входят Германия, Франция и Польша.
В связи с этим никого не должен вводить в заблуждение противоречивый факт о принятом на саммите Евросоюза в конце 2012 г. решении наращивать военные силы с целью повысить способность реагировать на кризисы. Председатель Европейского Союза Херман ван Ромпей сообщил, что политика ЕС в сфере безопасности и обороны должна быть более эффективной, что включает более тесное сотрудничество между странами-участницами ЕС по военным вопросам. Предложения Еврокомиссии о сотрудничестве ЕС должны быть подготовлены к сентябрю 2013 года.
США недовольны растущим влиянием Евросоюза в военной сфере. Об отношениях внутри НАТО в октябре 2011 года министр обороны США Леон Панетта сказал, что как в США, так и в Европе возникло понимание критической точки партнерства в сфере обороны. Идеальной ситуацией для США было бы увеличение финансирования Европой военных сил НАТО при отсутствии роста вооружения в самом ЕС.
Европа вооружится до зубов?
Давление на руководителей европейских государств со стороны НАТО с целью нарастить финансирование, пока успеха не принесло. По сведениям канала Euronews, на уже упоминавшейся Мюнхенской конференции НАТО (февраль 2013 г.) премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил о возможности новых сокращений оборонного финансирования в случае своего переизбрания в 2015 году. Франция еще в 2010 году не планировала повышение этих расходов, в целом они остались примерно на прежнем уровне. Но с учетом скрытой и явной инфляции можно констатировать, что финансирование в интересах НАТО сократилось. В то же время в Швеции, как сообщают шведские СМИ, правительство готово обсуждать вопрос повышения ассигнований.
Как уже говорилось, в сфере обороны Евросоюз заботится о собственной безопасности самостоятельно и имеет свои военные силы, отдельные от НАТОвских. Так, в Европе действует система Polling and Sharing (P&S) — "Объединяя и распределяя", концепция которой предусматривает: — совместные закупки военной техники и вооружения, использование совместной научно-исследовательской базы; — создание объединенных частей и соединений; — ролевая специализация и распределение задач между странами ЕС. Такая комплексная политика строительства армии требует немалых затрат. Следовательно, если европейцы все же решат ассигновать средства в НАТОвскую оборону, то пострадает их собственная, пока еще не слишком сильная "еврооборона". Но в целом тенеденция обозначена довольно четко: европейские политики и государственные деятели весьма неохотно идут на финансирование амбиций Вашингтона в разных уголках земного шара.
Сергей Василенков |