Интервью Finans und Wirtschaft,
16.04.2013
Почему цена золота так быстро и внезапно упала?
Есть много вариантов – от тайного сговора до циклических или технических причин, заложенных в графике. И я не знаю никого, кто знает, как все обстоит на самом деле. Хотя многие люди считают, что знают причину, это не одно и то же.
У вас хотя бы есть догадки?
Мы по-прежнему не знаем, что вызвало обвал на фондовом рынке в 1987 году, и, скорее всего, никогда этого не выясним. То же касается спада на рынке золота в последние дни. Здорово было бы узнать причину, но это не так важно.
Что происходит, когда падает цена золота?
В каждом буме бывают большие коррекции, и они часто бывают довольно жесткими. На рынке золота был обвал в середине семидесятых, когда цена упала больше чем на 40%. Это было болезненно, и многие люди тогда писали: для золота это было похоже на конец бычьего рынка; но это не так. Это была здоровая коррекция. В 1987 году акции упали на 25% за один день, но это не означало конец бычьего рынка. В 1994 году обвалился рынок облигаций. В 1997 году – азиатские рынки, но в обоих случаях рост продолжился.
Можно ли отнести это напрямую к рынку золота?
Обвал необязательно означает, что бычий рынок золота закончился. Он и вправду мог прийти к концу, но я так не думаю. А в общей перспективе подобный коллапс вообще не важен, даже если он довольно сильный и неприятный. Есть много веских причин владеть золотом. И покупать золото – теперь для этого еще больше причин, чем неделю назад: оно дешевле на 30%.
Так это возможность для покупки, или мы должны сомневаться в бычьем рынке?
Я не представляю, вырастет цена золота в ближайшие месяцы или упадет. Но золото долговечно. Рыночный стратег Марк Фабер (MarcFaber) утверждает, что цены на акции Apple упали гораздо сильнее, чем золото. Но что случится с Apple через десять или сто лет? Никто этого не знает, и это касается всех компаний и большинства валют. Мы знаем одно: золото столетней давности – такое же, что и сейчас. Во времена Рима говорили: «чтобы одной унции золота хватало на приличную тогу и еду», и это справедливо и сегодня.
Цена золота очень сильно колеблется.
Да, мы только что стали свидетелями зрелищного колебания. Но владение золотом обеспечивает долговечность. Это делает золото очень привлекательной инвестицией.
Резкие изменения не вписываются в концепцию надежной инвестиции.
Золото растет двенадцать лет подряд, что совершенно необычно. Ведь это требует сокращения, определенной ликвидации. Это неестественно. В то время как это крупнейшее падение цены за последние тридцать лет необычно, с другой стороны, подобные нерядовые инциденты довольно часто происходят на финансовых рынках. Коррекция запоздала. Теперь рынок золота оздоровился.
Отныне на золото будут смотреть не так благосклонно?
Настроение на финансовых рынках изменилось. Инвесторы теперь больше склонны считать, что худшее позади, и все будет в порядке: Европа, в принципе, решила свои проблема, США на пути к этому, и Китай демонстрирует хорошие показатели. Я предсказывал, что 2012 год будет трудным годом для Китая, но это не оправдалось. Все это внушает оптимизм. Те, кто купил золото из опасений неминуемого роста инфляции, вероятно, сегодня больше не видят угрозы инфляции, и таким образом, цена золота перестает расти – зачем ему теперь золото?
Будет ли инфляция?
Ожидание неминуемого роста инфляции никогда не было для меня главной причиной золотого оптимизма. Инфляция растет медленно, и это долгосрочная проблема. Она не начнется вдруг – таких страхов я никогда не понимал. Но те, кто приобрел золото по неверным причинам, могут сейчас продать его. Те же, кто сохранит его, относятся к более стабильной базе инвесторов.
Настроение рынков не улучшилось
Оглянитесь вокруг: государства и финансовые системы по уши в долгах, процентные ставки больше некуда понижать, реальные процентные ставки отрицательны, мы живем в мире финансовой репрессии. Лучшим из возможных исходов было бы мягкое повышение процентных ставок в ближайшие годы. Это сопровождалось бы отрицательными реальными процентными ставками, потому что это единственная возможность для правительств постепенно снизить свои долговые нагрузки. При подобном сценарии долгосрочные процентные ставки останутся крайне низкими, а акции и облигации будут переоценены. Это неплохое окружение для золота.
Каковы худшие сценарии?
Существует опасность того, что центральные банки потеряют контроль над инфляцией и процентными ставками. Это смертельная комбинация для рынка облигаций, а также для акций, что уже случалось в семидесятых. Есть и другие опасности: Европа – это бомба замедленного действия. Предполагалось, что евро принесет мир и процветание, а вместо этого оно привело к распаду. Китай ослабил контроль государства над финансовой системой, и долги значительно выросли. Эта страна сегодня в той же ситуации, в какой США были до финансового кризиса. Это опасная игра. За кредитной экспансией рано или поздно следует уменьшение долга. Последствия этого очевидны в США, Испании, Ирландии, в еврозоне – как в политическом, так и в социальном плане. В Китае вряд ли будет по-другому.
Золото дорожало параллельно с увеличением балансов центральных банков. Этого больше не происходит?
Я с большой настороженностью отношусь к подобным корреляциям. Изучая экстенсивную эконометрику студентом, я узнал, что, по сути, можно установить корреляцию между количеством осадков в Шотландии и денежной массой в Великобритании. Параллели не особо значимы, даже если связь между балансом центрального банка, угрозой инфляции и ценой золота разумна. Страх может утихнуть, что нарушает эту корреляцию.
Стоит ли центральным банкам на развивающихся рынках покупать больше золота?
Я не знаю. Будь я главой центрального банка, я бы определенно это сделал.
Золото перестало быть безопасной гаванью?
Как показал 2008 год, золото не защитит от обвала на финансовых рынках. Если многим инвесторам одновременно срочно понадобятся деньги, они продадут все, что у них есть, включая золото. Если доверие к валюте или на рынке облигаций подорвано, тогда золото является надежной гаванью. Это в какой-то степени и случилось в семидесятых. Иметь золото перед последним кризисом было правильным выбором, а сейчас это еще более правильно. Полагаю, что я не знаю, как оценить долговечность, но для меня это дорогого стоит.