Рубини: периферия устала экономить, центр - спасать
Самый пессимистичный из мировых экономистов Нуриэль Рубини рассказывает, где успел побывать в течение месяца, а затем делится впечатлениями о последних тенденциях в европейской экономике. "Неудивительно, что во всех периферийных странах левые и правые популистские партии обретают широкую поддержку", - заключает профессор экономики Нью-Йоркского университета.
Усталость от режима жесткой экономии в периферии столкнулась с усталостью центра от спонсорства
В последние четыре недели я побывал в Софии, Куала-Лумпур, Дубае, Лондоне, Милане, Франкфурте, Берлине, Париже, Пекине, Токио, Стамбуле и США. Это означает, что многочисленные вызовы мировой экономикой не успевали скрыться из поля моего зрения, пишет Рубини в Project Syndicated.
В Европе риск развала еврозоны и потеря доступа Испании и Италии к рынкам снижены благодаря летнему решению ЕЦБ поддержать суверенный долг. Однако фундаментальные проблемы валютного союза – низкий рост, продолжающаяся рецессия, потеря конкурентоспособности и огромный размер частного и государственного долга – еще не решены.
Кроме того, важное соглашение между странами центра, ЕЦБ и периферией, которое включает болезненную программу жесткой экономии и реформы в обмен на крупномасштабную финансовую помощь, в настоящее время разваливается. Дело в том, что усталость от режима жесткой экономии в периферии столкнулась с усталостью центра (в первую очередь в Германии и Голландии) от спонсорства.
Усталость от политики жесткой экономии очень хорошо проявилась в успехе критикующих истеблишмент партий на последних выборах в Италии, в уличных демонстрациях в Испании, Португалии и других странах, а также массовом протесте против помощи банкам Кипра. Неудивительно, что во всех периферийных странах левые и правые популистские партии обретают широкую поддержку.
Между тем требование Германии обложить налогом кредиторов Кипра – последнее подтверждение усталости центра от спонсорства. Другие члены еврозоны также хотят ограничить риски своих налогоплательщиков и заявляют, что налогообложение кредиторов - самый оптимальный способ решения будущих проблем еврозоны.
В Китае смена руководства прошла достаточно легко. Но экономическая модель страны остается, как заявил бывший премьер Госсовета Вэнь Цзябао, “нестабильной, несбалансированной, некоординированной и нежизнеспособной”.
Китай имеет много проблем: региональный дисбаланс между прибрежными и внутренними районами, между городом и сельской местностью; слишком большие сбережения и вложения в основной капитал, а также слишком небольшое частное потребление; растущий доход и неравенство в доходах; массовое ухудшение экологии, в том числе загрязнение воздуха, воды и почвы, что ставит под угрозу здоровье населения и безопасность продуктов питания.
В Китае, а также в России (частично в Бразилии и Индии), продолжает укрепляться государственный капитализм, который не сулит быстрого роста. В целом все четыре страны (БРИК) перегреты. Другие развивающиеся экономики могут добиться больших результатов в ближайшие десять лет: Малайзия, Филиппины, Индонезия в Азии, Чили, Колумбия и Перу в Латинской Америке и Казахстан, Азербайджан и Польша в Восточной Европе и Средней Азии.
Япония пробует новый экономический эксперимент, чтобы остановить дефляцию, оживить экономический рост и восстановить деловую и потребительскую уверенность. Политика Абэ (аbenomics) состоит из нескольких элементов: агрессивное денежно-кредитное стимулирование Банка Японии; налогово-бюджетное стимулирование нацелено на увеличение спроса, в 2014 г. бюджетная экономия должна уменьшить дефицит и долговую нагрузку; увеличение номинальных зарплат должно стимулировать внутреннее потребление; структурные реформы должны дерегулировать экономику, а новое соглашение о свободной торговле (Транс-Тихоокеанское партнерство) - увеличить торговлю и производительность.
Что касается Ближнего Востока, то он остается нестабильным. Турция – страна с молодым населением, высоким потенциалом роста и динамичным частным сектором – хочет стать крупной региональной державой. Но Турция имеет достаточно проблем: движение в Европейский союз, по сути, приостановлено, в то же время рецессия еврозоны негативно отражается на росте. Отрицательное сальдо по текущему счету остается большим, а монетарная политика сумбурной, так как объективная цель по увеличению конкурентоспособности и роста сталкивается с необходимостью контроля инфляции и ограничения излишнего кредитования.
Стала ли Америка в этом мире маяком надежды? США имеют несколько позитивных экономических трендов: восстановление рынка недвижимости; добыча сланцевого газа и нефти уменьшит расходы на энергию и увеличит конкурентоспособность; появление новых рабочих мест; агрессивное количественное смягчение помогает как реальной экономике, так и финансовым рынкам.
Вместе с тем в США сохраняются риски. Безработица и задолженность населения остаются на довольно высоком уровне. Фискальный тормоз от поднявшихся налогов и сокращения расходов замедляют рост, при этом буксующая политическая система (с партийным расколом) затягивает достижение компромисса по бюджетному дефициту, иммиграции, энергетической политике и другим ключевым вопросам.
Итак, среди развитых экономик США имеют самую лучшую ситуацию, затем следует Япония, где политика Абэ укрепляет уверенность. Еврозона погрязла в трясине рецессии, которая обострилась из-за жесткой кредитно-денежной и бюджетной политики. Среди развивающихся экономик Китай может столкнуться с резким снижением экономических показателей в 2014 г., если не будет проводить важные структурные реформы. Другим странам БРИК необходимо отказаться от государственного капитализма. И хотя другие развивающиеся страны Азии и Латинской Америки демонстрируют лучшие показатели, чем члены БРИК, их мощи не хватит, для того чтобы сдвинуть глобальную экономику. Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: