Москва. 20 марта. FINMARKET.RU - Минфин готовится запустить открытый интернет-портал ("Электронный бюджет" - www.budget.gov.ru), где каждый налогоплательщик сможет в режиме реального времени следить за тем, как расходуются его деньги. Система нужна самому правительству, "чтобы понять, сколько каждый муниципалитет натягивает на себя бюджетных средств". Открытость даст возможность заработать на бюджетных данных бизнесу.
С 1 июля портал будет запущен в тестовом режиме. О том, что из него можно будет узнать, сколько на нем можно заработать и зачем это нужно государству в среду рассказали главные ответственные за его создание чиновники и приглашенные эксперты.
Михаил Абызов, министр по связям с Открытым правительством
"Портал "Электронный бюджет" - важнейший элемент Открытого правительства. Он обеспечит открытость информации о расходах бюджетов всех уровней - от федерального до муниципальных (которых в России свыше 24 000).
Перед нами ставится амбициозная задача войти в пятерку стран мира по уровню прозрачности, открытости бюджета.
Портал должен стать интерфейсом для общения с заинтересованными лицами - экспертным сообществом, гражданами России. Ресурс ориентирован на несколько групп потребителей:
- бизнес, который будет видеть все расходы бюджетов в режиме онлайн, в том числе по госзакупкам и госинвестициям;
- гражданское общество, предоставляя расширенные возможности для общественного контроля;
- экспертное сообщество, повышая возможности для анализа бюджетных расходов. От них мы в качестве обратной связи ожидаем предложения по оптимизации бюджетного процесса;
- полезен и важен проект для каждого отдельного гражданина, так как дает четкое представление, как на каждом уровне бюджетной системы расходуются средства налогоплательщика в режиме реального времени.
Разработчик портала будет определен в апреле этого года. С 1 июля проект будет запущен в тестовом режиме, в полную силу заработает с 1 января 2014 года".
Татьяна Нестеренко, первый замминистра финансов
"Портал - это витрина большого проекта по электронному бюджету. О его создании говорится в бюджетном послании президента. Соответствующие поправки подготовлены министерством к Бюджетному кодексу.
Портал является отдельным пунктом в программе противодействия коррупции. Прозрачность расходов, участие граждан в контроле над ними должны обеспечить подотчетность всех получателей бюджетных средств и повысить эффективность их расходования.
Нужно наблюдать не за отчетом об использовании денег, и сам процесс, сделать открытой деятельность всех участников бюджетного процесса. Только на федеральном уровне их 12 000.
Для широкого пользователя от увеличения количества страниц бюджета информация не стала понятнее. Перед нами стоит три задачи:
- сделать прозрачным бюджетный процесс,
- сделать единую информационную среду, в которой данные предоставляются по общим стандартам и становятся понятными для граждан,
- и связать финансовый результат с достижением поставленных целей.
Для решения задач нам надо исключить возможность использования бумаги на всех этапах финансовой отчетности, чтобы бухгалтерии даже не могли работать с бумажными формулярами. Вся первичная информация будет поступать в аналитические системы, к которым будет доступ у всех контролирующих органов. Эти же данные в отформатированном виде будут представлять на едином портале бюджетной системы.
Сейчас нужно понять, что будет являться публичной информацией, а что останется в закрытой части.
Наша мечта, чтобы с помощью портала граждане могли участвовать в формировании приоритетов и основных направлений бюджетной политики. Сейчас они это могут делать только на выборах в парламент тех или иных партий. Но в других странах существуют такие подсистемы открытых бюджетов, которые позволяют выяснить мнение граждан о приоритетах бюджетных расходов.
За последние два года мы серьезно продвинулись в соблюдении международных стандартов открытости и прозрачности бюджетной системы: с 22 на десятое место. Стоит задача сделать еще более открытым и понятным для граждан бюджетный процесс.
При реализации интерфейса портала был использован лучший опыт проектов открытых бюджетов других стран - США, Великобритании, Австралии, Сингапура. Информация будет предоставляться как в журнальном виде - новости, аналитическая инфографика, различные сервисы-калькуляторы. А также в форме таблиц и графиков, которые могут заинтересовать экспертное сообщество. И в виде открытых данных - машиночитаемых таблиц, которые можно использовать для проведения анализа по собственным моделям.
У нас проблема не в том, что нет информации. Она есть любая. У нас нет в обществе запроса на эту информацию. Мы стараемся навязать обществу эту информацию, чтобы создать на нее запрос.
Людей больше интересует доходы и расходы не федерального бюджета, а муниципальный уровень. Надо подумать над тем, чтобы разложить все бюджетные расходы - федеральные, региональные, в том числе финансируемых ими бюджетных учреждений, на муниципальный уровень. Чтобы понять, сколько каждый муниципалитет натягивает на себя бюджетных средств.
Электронный бюджет, в котором будет присутствовать единство ввода информации, формализованы бизнес-процессы, обязательно приведет нас к специализации функций. Когда будет описан каждый бизнес-процесс, возникнет вопрос, почему им занимается так много людей. Нельзя ли сделать централизованным ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, например, в рамках Казначейства. Это сразу сократит расходы на администрирование.
Каждое ведомство занимается созданием собственных баз данных, которые между собой никак не связаны. В итоге у нас нет единой базы данных по физическим лицам. У нас есть СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования - "Финмаркет"), ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика - "Финмаркет"), паспорт, единая электронная карта. Между собой они не вяжутся. Одни и те же данные, например, об адресе, каждое из ведомств принимает в своем формате".
Роман Артюхин, руководитель Федерального казначейства
"В перспективе на портале можно будет видеть информацию о поступлении доходов, расходах и движении остатков на счетах бюджетополучателей (всего в стране 186 000 государственных и муниципальных учреждений) по итогам каждого дня. Если в этом будет потребность у экспертов и общества. Пока будет раз в четыре дня. Соответствующие поправки в бюджетное законодательство сейчас готовятся. Можно будет посчитать отклонение от планов при их реальном исполнении".
Иван Бегтин, глава НП "Информационная культура"
"Мы готовим комплексное предложение, наше видение того, что должно быть на портале электронного бюджета.
Сами же мы, может быть, сделаем проекты, которые позволят заработать на анализе представленных на портале данных. Есть много разных способов на этом заработать. Например, сделать мобильные приложения. Есть косвенные способы заработка: различные аналитические системы - по регионам, по муниципальным образованиям. Они могут использоваться при подготовке программ развития.
Если бы у меня была идея, как на этом можно заработать, я бы о ней не рассказывал.
Данные будут внедряться в уже существующие продукты. Иногда экономический эффект от этого измерить можно, чаще нельзя. Надо уйти от оценок в деньгах. Открытость в любом случае пойдет на пользу обществу, а эффект будет не только экономическим, но и социальным".