Федеральный резерв может нести ответственность за самый крупный финансовый кризис, который ещё впереди. Действительно, этот крах может быть даже разрушительнее, чем кризис субстандартных ипотечных кредитов в 2008-м.
Позвольте объяснить. Всем известно, что Федеральный резерв создал искусственную экономику, построенную на возможности доступа к лёгким деньгам за счёт почти нулевых процентных ставок. Это бесспорно. Проводя агрессивную политику денежного стимулирования, Федеральный резерв создал экономику, зависящую от дешёвого капитала.
Некоторые могут возразить, что у Федерального резерва не было выбора; если бы он не вёл такую денежно-кредитную политику, рынок жилья и банковская система могли бы рухнуть. До некоторой степени я с этим согласен, но сейчас, когда экономика восстанавливается, возникает вопрос, почему Федеральный резерв продолжает накачивать лёгкие деньги.
Недавно на январском совещании своего Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) Федеральный резерв заявил о возможном прекращении или уменьшении своих ежемесячных закупок облигаций на 85 миллиардов долларов. Рынок отреагировал распродажей акций. Тогда председатель ФРС Бен Бернанке выступил с заявлением, что центральный банк будет продолжать ежемесячную закупку облигаций, пока экономика остаётся неустойчивой. И что же? Федеральному резерву в самом деле нужно думать об обуздании своей политики лёгких денег и сокращении объёма денежной массы М2 в системе (все деньги в обращении плюс сберегательные вклады, временные вклады и рыночный денежный фонд).
Это дилемма.
Климат исторически низких процентных ставок вызвал ложное чувство комфорта. Потребители покупают больше вследствие низких финансовых издержек. Будь то дом, мебель, автомобиль, компьютер, или другие товары или услуги длительного использования, стимул низких процентных ставок представляет собой причину проблем в экономике при неизбежном предстоящем повышении процентных ставок — а оно произойдёт.
По данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, совокупные долги потребителей в четвёртом квартале увеличились на 31 миллиард долларов. Это небольшое изменение; но посмотрите на уровень потребительского долга в конце 2012 года — это ошеломляющая цифра 11,3 триллиона долларов. (Источник: «Ежеквартальный отчёт по долгу и кредитованию домохозяйств: февраль 2013″ на сайте Федерального резервного банка Нью-Йорка). Эта сумма меньше рекордных 12,7 триллионов в третьем квартале 2008 года, но это огромная сумма, уязвимая в отношении роста процентных ставок, влияющего на потребительские расходы и скорость роста ВВП. Розничные торговцы снова могут оказаться в трудном положении.
На рынке жилья наблюдалось улучшение, но в четвёртом квартале ещё 210 тысячам домовладельцев было предъявлено взыскание на предмет ипотеки. (Источник тот же.) Только представьте, что будет, если процентные ставки вырастут. Мне по-прежнему внушает опасения текущий подъём в строительстве нового жилья, и я рекомендую проявлять осмотрительность.
Для студентов новости тоже не радостные. В конце 2012 года подлежащие уплате студенческие ссуды составили громадную сумму $966 миллиардов. (Источник: там же.) Тревогу вызывают 11,7% студенческих ссуд, просроченных более чем на 90 дней, и эта цифра растёт. И конечно, нехватка рабочих мест для выпускников не помогает в этом вопросе.
Сумма задолженности в стране вызывает беспокойство, особенно в условиях предстоящего в ближайшие несколько лет повышения процентных ставок. А Федеральный резерв помог создать эту ситуацию, которая может вызывать массовый хаос и привести к финансовому кризису. С учётом этого, при неизбежном повышении процентных ставок, у вас, вероятно, возникнет желание уменьшить своё присутствие на рынке акций. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|