Удастся ли Банку Японии достичь целевого уровня инфляции и удержать потребительские цены под контролем? Премьер-министр Японии Синдзо Абэ не перестает удивлять. Вряд кому-нибудь удалось бы подобрать более радикальную команду, возглавившую Центробанк. Теперь бразды правления монетарной политикой принадлежат Харухико Курода, в свое время критиковавшему пассивность Банка Японии. Г-н Курода не только жаждет достичь 2%-ного годового уровня инфляции, но и считает, что данная миссия находится в пределах полномочий ЦБ. Он рассчитывает на поддержку со стороны правительства и новых заместителей в лице Кикуо Ивата и Хироши Накасо. Банк Японии может выразить свое недовольство, но перспектива изменений в политике выглядит все более вероятной. Вопрос лишь в том, сработает ли это? И что в данном случае подразумевается под словом «сработает»? Для начала обратим внимание на особенное положение Японии. Если не в экономических отчетах, то на рынках облигаций дефляционные ожидания укоренились весьма прочно; тем временем, доходность по 10-летним бондам находится на уровне 66 б.п. Реальная процентная ставка остается на положительной территории, хотя и у самой черты. Дефляция крайне неэластична. И, наконец, распределение долга сместилось из частного в государственный сектор: по сведениям экономических консультантов из economic Smithers & Co, за период с 1995 года чистый долг нефинансовых компаний снизился со 150% до 30%; к концу прошлого года чистая государственная задолженность подскочила до 135% от ВВП с 29% в конце 1996 года.
Как достичь поставленных целей и насколько прозрачным должен быть этот процесс? Банк Японии может стремиться к 2%-ному целевому уровню инфляции, но новая политика с большой долей вероятности может привести к превышению данной отметки. Это будет рискованная авантюра. Как вариант, Центробанк может озвучить более высокий целевой уровень инфляции, при этом объявив о длительном периоде низких номинальных процентных ставок. В этом случае мы будем иметь дело с инфляционным налогом и серьезными последствиями. Во-первых, покончить с дефляцией будет гораздо сложнее, нежели в конце 1990-х гг. Во-вторых, это было бы целесообразно, если бы ускорение инфляции «вытолкнуло» реальные процентные ставки на отрицательную территорию, что может способствовать увеличению потребительских расходов. В-третьих, отрицательные реальные процентные ставки перераспределят материальные блага от государственных кредиторов в сторону будущих налогоплательщиков.
Отрицательные реальные процентные ставки можно получить посредством превышения ожидаемого уровня инфляции, либо путем установления «потолка» ставок. На самом деле, не совсем понятно, хотят ли японские власти перейти к явно отрицательным реальным процентным ставкам. Но им следует пойти на это, невзирая на потенциальные риски политического протеста. Так или иначе, политика может получить поддержку от временных мер по таргетированию цен или уровня номинального ВВП. Это подкрепляется еще одним аргументом: в таких крайних случаях прошлое не должно считаться устаревшим. Если бы с 1997 г. по настоящее время годовая инфляция составляла 2%, текущий уровень цен был бы на 30% выше. Аналогичным образом, при ежегодном приросте в размере 3%, номинальный ВВП оказался бы на 40% выше. Если бы с 1997 года Банк Японии стремился к 3%-ному годовому номинальному ВВП, в течение следующего десятилетия он мог взять на себя обязательство обеспечивать ежегодный прирост экономики в районе 9%. Это, безусловно, позволило бы облегчить долговое бремя страны! Впоследствии политики смогли бы вернуться к 2%-ному целевому уровню инфляции. Это только иллюстративные сведения, а не рекомендация, но аргументом в пользу такой склонности к радикализму является возможность оперативного изменения экономических перспектив. «Нормальных» целей может оказаться просто недостаточно.
Здесь идет речь не только о новых целях. Инструменты политики также имеют немалое значение. Новому управляющему составу Банка Японии следует рассмотреть более широкий перечень покупок активов, включая монетизацию государственных дефицитов. Профессор Ричард Вернер из Саутгемптонского университета долгое время утверждал, что финансовую монетизацию лучше всего осуществлять посредством прямого заимствования средств правительством у банков. В разумных пределах Япония могла бы воспользоваться «денежным вертолетом». Если Банк Японии использует неразменные деньги, которые он не желает изымать из обращения, ему придется наложить на коммерческие банки определенные резервные требования. Традиционные взгляды ЦБ Японии не предусматривают возможности ускорения инфляции посредством монетарной политики. Это свидетельствует о поразительной нехватке воображения. Теоретически Банк Японии может использовать свои неразменные деньги на покупку чего угодно по любой цене, что, безусловно, негативно отразится на покупательной способности иены. И вопрос заключается не в самой вероятности факта достижения желаемого уровня инфляции, а в самом процессе его достижения, особенно при попытках изменить укоренившиеся ожидания «неэластичной» дефляции. Риск, скорее, таится в том, что процесс может выглядеть следующим образом: слишком мало движений сначала и слишком много – потом. Именно поэтому важен целевой уровень: изменение политики должно быть не только эффективным, но и надежно сдержанным. Можно представить себе две немаловажных и явно взаимосвязанных угрозы. Во-первых, многие могут расценить новый подход как намеренную попытку провести политику «разорения соседа», что может повлечь опасные ответные действия. Во-вторых, это может привести к бегству от держателей иены с последующим коллапсом валюты и стремительным ускорением инфляции. В первом случае мы имеем дело с непосредственной опасностью, вопрос с инфляцией беспокоит меньше. Но оба риска указывают на необходимость сдерживания изменений в политике с возможностью возвращения к норме.
И, наконец, достаточно ли радикальных изменений в монетарной политике? Наш ответ: нет. В краткосрочной перспективе правительство может и должно монетизировать свои дефициты. Тем не менее, в конечном итоге потребуется восстановление экономического баланса и освобождение от такой зависимости, как стимулируемый правительством спрос. Как я уже недавно отмечал, впоследствии властям придется снизить структурный финансовый дефицит. Для этого частному сектору страны потребуется урезать соответствующие структурные финансовые профициты. Так, в долгосрочной перспективе, избыток балансовой прибыли над инвестициями в корпоративный сектор государства должен снизиться. Сейчас третьей по величине экономике в мире не стоит применять устойчивое расширение профицита счета текущих операций (как альтернативу): это дестабилизирует мировую экономику, страдающую от избытка сбережений. Япония пытается запустить монетарного «воздушного змея», который долгое время «лежал на земле». Некоторые могут поднять вопрос нарушения независимости Центробанка, ответом на который является невыполнение мандата по обеспечению ценовой стабильности. Больший интерес представляет способность новой команды повысить инфляцию и снизить реальные процентные ставки, минуя дестабилизацию внутренней или мировой экономики. Возможно, стремление к 2%-ной инфляции позволит достичь требуемого результата. Впрочем, я подозреваю, что потребуется более радикальный целевой уровень в аспекте цен или номинального ВВП, по крайней мере, временно. Новому руководству Банка Японии придется сделать так, чтобы в итоге усилий монетарных властей не оказалось недостаточно, даже если при этом ЦБ рискует «перестараться». Банку потребуются проницательность и удача, и мы все желаем ему успехов.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times Источник: Forexpf.ru.
Рейтинг публикации:
|