Мы полагаем, что на предстоящем 15 марта заседании совета директоров ЦБР сохранит статус-кво по ключевым процентным ставкам. Хотя экономический рост в последнее время не впечатляет, ЦБР, похоже, больше обеспокоен ускорением инфляции. В своем последнем интервью председатель ЦБР Сергей Игнатьев высказал мысль о том, что в ближайшие месяцы инфляция начнет замедляться, а это позволит ЦБР смягчить монетарную политику.
Следуя этой логике, мы полагаем, что на предстоящем заседании совета директоров ЦБР воздержится от снижения ключевых процентных ставок в силу продолжающегося ускорения темпов роста потребительских цен. Однако поскольку основания для смягчения монетарной политики нарастают, а экономический рост продолжает снижаться ниже потенциального уровня, мы считаем, что ожидаемая в марте-апреле стабилизация потребительской инфляции может стать началом цикла смягчения. В то же время мы по-прежнему убеждены, что устранение недостатков системы рефинансирования должно стать основным способом смягчения монетарной политики, во всяком случае, на начальном этапе.
В этой связи мы по-прежнему считаем, что прежде чем снижать ключевые процентные ставки ЦБР скорее всего займется устранением недостатков в системе рефинансирования (что само по себе должно привести к значительному смягчению денежно-кредитной политики).
Ниже приводится краткий обзор основных факторов, которые могут оказаться в центре дискуссии на предстоящем заседании Совета директоров ЦБР.
Причины для смягчения процентной политики
Снижение темпов роста показателей внутреннего спроса. Розничные продажи резко упали с 5.0% г/г в декабре до 3.5% г/г в январе на фоне полностью остановившегося роста. Падение продаж продовольственных товаров объясняется возобновлением роста инфляции цен на продукты питания на фоне повышения акцизов на алкоголь и сезонного роста цен на овощи. Большее беспокойство вызывает резкое снижение продаж непродовольственных товаров, так как это может свидетельствовать о быстром ухудшении доверия потребителей.
Кроме того, капиталовложения, хоть и слегка выросли в январе (до 1.1% г/г) после падения до отрицательной величины в конце прошлого года, в лучшем случае продолжают стагнирующую динамику.
Экономический рост под влиянием встречных ветров. В январе рост ВВП сократился на 0.3% м/м с учетом сезонной корректировки (по данным Минэкономразвития), промышленный выпуск упал до отрицательной величины (-1.5% м/м с учетом сезонной корректировки), грузовые железнодорожные перевозки резко снизились, розничные продажи стагнируют. Кроме того, учитывая прогнозируемую вялость внутреннего спроса, мы ожидаем, что в краткосрочном периоде рост ВВП будет ниже потенциального уровня.
Умеренное инфляционное давление со стороны спроса. Начиная со второй половины 2012 г., базовая инфляция демонстрировала стабильность в диапазоне 5.0-5.5%, а в последнее время стала фактически снижаться. На фоне слабого давления со стороны спроса и стабильных инфляционных ожиданий, на которые не повлияли рост продовольственных цен и тарифов, базовая инфляция останется стабильной в ближайшие месяцы.
Причины для повышения процентных ставок
Ускорение инфляции предложения. В феврале потребительская инфляция выросла до 7.3% г/г, и на фоне высоких цен на зерновые на внутреннем рынке инфляция, скорее всего, продолжит расти в 1-2к’13.
Дефицит рынка труда. Хотя уровень безработицы после неожиданного декабрьского падения возобновил рост, достигнув 5.4% с учетом сезонной корректировки, уровень занятости продолжал расти, вызывая серьезный дефицит на рынке труда. При этом нейтральный уровень безработицы, похоже, снижается, что подтверждается отсутствием давления на заработные платы в частном секторе.
Ожидания рынка относительно процентной политики Банка России (прогноз ставки аукционного РЕПО, %)
Обзор полностью