В начале 2011 года на базе Московской школы управления Сколково был открыт бизнес-инкубатор, созданный специально для поддержки проектов выпускников и студентов школы.
Об итогах двухлетней работы инкубатора и о том, насколько эффективной оказалась его концепция, i-business рассказала руководитель инкубатора Александра Михайличенко.
- Каков был формат "пилотного" режима работы инкубатора? Что получают сегодня участники инкубатора?
- С точки зрения сервисной поддержки, наши резиденты получают весь спектр услуг, необходимых для создаваемой компании. Во-первых, это инфраструктура. Наш бизнес-инкубатор представляет собой удобную рабочую зону (open space и переговорные комнаты); кроме того, мы обеспечиваем резидентов всеми необходимыми для работы сервисами - от ИТ до юридической поддержки. Во-вторых, это консалтинг: мы даем нашим резидентам возможность общения с экспертами, инвесторами, потенциальными партнерами и клиентами. Наконец, проекты резидентов бизнес-инкубатора могут быть профинансированы венчурным фондом Сколково, созданным Московской школой управления Сколково и РОСНАНО в 2009 году.
"Пилотность" же первых лет нашей работы заключалась в поиске правильной модели деятельности и в проектировании продуктов, которые могут быть предложены внешним резидентам.
Изначально мы сосредоточились на предоставлении инфраструктуры в виде помещений, ИТ и юридической поддержки. Но за два года многое изменилось. Мы отказались от просторных офисных помещений, в силу отсутствия запроса на них со стороны стартапов, и сфокусировались на нетворкинговой модели. Сегодня мы делаем ставку на три типа нетворкинга: с инвесторами, с менторами и с экспертами. Типовые сервисы инкубатора в виде коворкинг помещений, аутсорсинга бухгалтерии мы также предоставляем, но эти направления мы не считаем приоритетными.
- Как сейчас, по прошествии двух лет существования инкубатора, Вы оцениваете такую, столь "элитарную" концепцию работы бизнес-инкубатора (с отбором исключительно глав компаний, окончивших школу управления Сколково)?
- Ключевая проблема российской стартап-индустрии на данный момент - именно отсутствие у молодых команд компетенций в области развития бизнеса. Работая только со студентами и выпускниками Сколково, мы обеспечиваем себе поток проектов, запущенных людьми, которые уже прошли обучение по программам МВА и ЕМВА. Эти люди понимают принципы ведения бизнеса, но им все еще необходима поддержка школы управления Сколково, с ее разветвленной сетью контактов в индустрии и с возможность предоставить другие ресурсы, которые позволят компании самостоятельно выйти на рынок.
Что же касается наших резидентов, то сегодня их десять. Расскажу о наиболее ярких из них.
- Компания «ВижнЛабс» стала резидентом Бизнес-инкубатора СКОЛКОВО в 2012 году, в этом же году получила статус резидента Инновационного Центра Сколково; продукт команды - устройство, направленное на повышение эффективности бизнеса с помощью компьютерного зрения и интеллектуального анализа данных, - официально внесен в Реестр Инновационных Продуктов РФ (рекомендуемые продукты к госзакупкам) на три года.
В июле 2012 года компания "Ринтех", входящая в ГК "АйТи", подписала инвестиционное соглашение с проектом «Кнопка Жизни», специализирующимся на системах экстренного вызова помощи («медицинская сигнализация») для пожилых и людей с ограниченными возможностями. Согласно договору, объем инвестиций в проект со стороны "Ринтеха" составил более 35 млн руб.
Несмотря на свою молодость, «Кнопка Жизни» уже стала победителем ряда предпринимательских конкурсов - таких, как БИТ, «Телеком Идея», «Бизнес-Успех», «Стартап года». Создатели проекта входят в список десяти самых перспективных предпринимательских команд, по рейтингу агентства PRUFFI.
- В 2012 году еще одна наша компания, Bite, начала выпуск и реализацию своего продукта - батончиков "для перекуса" без добавления сахара, консервантов, красителей и ароматизаторов. Продукт уже успел полюбиться многим; его можно найти на многих биоприлавках Москвы (сеть Хэлси Фуд (Healthy Food), Центр здорового общения "Джаганнат", Магазин здоровых продуктов и красивых вещей "Амбар" и т.д.). Проект был отмечен в прессе, стал финалистом конкурса Forbes.
- Еще одна наша компания - сервис MILI, один из самых быстрых способов получить заем в размере до 30 тысяч рублей. В декабре 2012 года компания Евросеть сообщила о старте проекта по выдаче займов MILI на карту «Кукуруза». Услуга запущена в трех городах: во Владимире, Саратове и Екатеринбурге. В начале этого года планируется расширить географию проекта на всю территорию России.
- Насколько активно инкубатор вмешивается в жизнь проектов-резидентов?
- У нас существует два типа резидентов: активные и "выпускники". К активным относятся заявки, вновь поступившие в инкубатор - с этими компаниями требуется проводить постоянную работу по формулированию задач и отслеживанию KPI, выполнение которых оценивается каждые три месяца Экспертным советом инкубатора.
"Выпускники" (резиденты, которым уже не требуется постоянный мониторинг - как правило, уже вышедшие на рынок стартапы) обращаются к нам по своему желанию, по мере необходимости.
- Занимается ли инкубатор инвестированием в резидентов?
Напрямую в наших резидентов мы не инвестируем. Мы, тем не менее, рассматриваем возможность предоставления посевных инвестиций, если возникнет такая необходимость. Пока студенты Сколково с поиском посевных денег справляются и сами - преимущественно благодаря нашему нетворку.
- Как Вы оцениваете, в целом, уровень развития инфраструктуры бизнес-инкубаторов в России?
Все бизнес-инкубаторы в нашей стране сталкиваются с одними и теми же проблемами. И связаны эти трудности, прежде всего, с российской спецификой - особенностями формирования предпринимательской среды, слабо развитой инфраструктурой посевного финансирования, недостатком опытных менторов, способных "вести" проекты с ранних стадий. Поэтому инкубаторы пытаются воспроизвести внутри себя все недостающие элементы, зачастую дублируя ресурсы.
Большинство инкубаторов пытается найти готовые к инвестированию стартапы, которых на рынке очень мало. Наш инкубатор начинает работу с очень "сырыми" проектами; в этих целях мы активно сотрудничаем с техническими вузами (МФТИ, Сколтех), так как именно они являются основными поставщиками идей для будущего бизнеса.