Северный морской путь, пролегающий вдоль полярного побережья России, становится все более оживленным транспортным маршрутом. За два года объем перевозимых по нему грузов вырос более чем в 10 раз, достигнув 1,26 млн тонн. В эту навигацию, закончившуюся во второй декаде ноября, через арктические моря было проведено 46 судов, успешно завершилась первая в истории перевозка сжиженного природного газа из Норвегии в Японию. Эксперты утверждают, что с использованием российского ледокольного флота уже сегодня возможна круглогодичная навигация по Северному морскому пути.
Сегодня Россия все более отчетливо делает ставку на развитие торгового мореплавания по Северному морскому пути. Преимущества налицо: путь из голландского порта Роттердам до японской Йокогамы сокращается на треть и дает заметную экономию на топливе и снижает расходы на фрахт, не говоря уже о выигрыше во времени. Сегодня на Севморпути, в отличие от Суэцкого канала, отсутствуют очереди на проводку, а также полностью исключается риск нападения пиратов.
Развитие Севморпути может сильно изменить расстановку сил на рынке морских перевозок, считает замдиректора российского центра исследований АТЭС Глеб Ивашенцов. Кроме того, это будет способствовать освоению огромных перспективных возможностей арктического шельфа, уверен он.
Но для развития этого транспортного коридора нужна конкретная программа, в том числе инвестиционная. Кроме того, развитие новых транспортных цепочек потребует решения ряда проблем, в том числе отработки таможенных процедур и снятия иных барьеров, кроющихся в российском законодательстве.
Сейчас в правительстве готовится законопроект, который позволит экипажам судов проходить по Северному морскому пути, не совершая административных правонарушений. Дело в том, что действующее законодательство требует от них прохождения пограничного контроля при каждом пересечении государственной границы России. Однако при совершении рейсов из портов Приморского края в морские порты Сахалинской, Магаданской областей, Камчатского края, Чукотского автономного округа суда вынуждены неоднократно пересекать государственную границу, не заходя при этом в иностранные порты и во внутренние воды иностранных государств. С начала 2009 года капитанов судов, совершающих такого рода рейсы, стали привлекать к административной ответственности.
«Законопроектом предусматривается разрешение российским и иностранным судам, плавающим между портами или морскими терминалами Российской Федерации, а также убывающим во внутренние морские воды или территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля», – говорится в сообщении правительства.
Пока же вокруг Севморпути развернулась нешуточная чиновничья схватка. В конце июля президент Владимир Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути», и теперь местные администрации прилагают недюжинные усилия, чтобы представить свой регион наиболее походящим для размещения этого ведомства.
Заместитель министра транспорта Сергей Аристов, признав, что конкретного решения по вопросу размещения ведомства пока нет, отметил, что есть несколько заявок от регионов, которые хотели бы разместить у себя администрацию Севморпути. «По закону у этой администрации очень широкие полномочия», – сказал он.
Одним из претендентов является Архангельская область, и специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров не исключает, что выбор может пасть на нее. Однако, по утверждению Сергея Аристова, вопрос будет рассматриваться «с точки зрения интересов всей транспортной системы».
Администрация Севморпути будет принимать заявления на право плавания в его акватории, взимать плату за ледокольную проводку судна, осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев судов за ущерб от загрязнения либо другой причиненный ущерб, а также проверять обязательное наличие у них иного финансового обеспечения этой ответственности.
Подписанный президентом закон вводит и новое определение акватории Северного морского пути. Под ней теперь понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону страны и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада – меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин шар, Карские ворота и Югорский шар.
В настоящий момент проводку судов по Северному морскому пути осуществляют атомные ледоколы, находящиеся в ведении госкорпорации «Росатом». Это четыре двухреакторных ледокола «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», два однореакторных ледокола «Таймыр» и «Вайгач» с неглубокой осадкой, а также пять плавучих технических баз обслуживания.
Однако их число будет расти. На Балтийском заводе уже начата резка металла под строительство нового универсального атомного ледокола мощностью 60 мегаватт. Как сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Сергей Форафонов, он будет способен преодолевать лед толщиной 2,8 метра. Новый ледокол будет предназначен для эксплуатации в западном районе Арктики, в том числе в Баренцевом, Печорском и Карском морях, на мелководных участках Енисея и Обской губы. Ходовые испытания должны начаться в августе 2017 года, а ледовые испытания – в ноябре 2017 года.
Игорь Пономарев, ТПП-Информ Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
"РБК 18.12.2012, Брюссель 091118 За последние полгода сомалийские пираты не захватили ни одного корабля, что означает резкое ..."