Реальный отток капитала из России, который Центробанк в прошлом году оценил в 80,5 млрд долларов, завышен как минимум вдвое, считают авторы исследования "От мифов к реальности" - Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), компания Ernst & Young и Центр национального интеллектуального резерва при МГУ имени М. В. Ломоносова.
Сегодня государство включает в формулу расчета объема оттока капитала операции, которые, по сути, не входят в это понятие, и не включает операции, которые этому понятию, напротив, полностью соответствуют. Российские власти, к примеру, учитывают самолеты, эксплуатируемые отечественными авиаперевозчиками на территории страны, но регистрируются в зарубежных юрисдикциях, как приток капитала. С другой стороны, сделки M&A, которые по духу являются экспансией на международные рынки, интерпретируются как бегство капитала.
С другой стороны, сделки M&A, которые по духу являются экспансией на международные рынки, интерпретируются как бегство капитала. По мнению экспертов, рассчитываемый ЦБ РФ показатель оттока-притока капитала является бухгалтерским и не отражает экономической сути транзакций. Авторы исследования приводят два варианта корректных расчетов. Согласно первому методу, из суммы в $80,5 млрд необходимо вычесть структурирование прямых инвестиций через офшоры ($7-9 млрд), поддержку дочерними иностранными банками материнских структур (более $6 млрд), увеличение парка воздушных судов (более $6 млрд), статью "чистые ошибки и пропуски" ($9,9 млрд), сделки по слияниям и поглощениям (более $10 млрд). В итоге получается, что реальный отток может оцениваться в сумму менее $40,5 млрд.
Если использовать второй подход, необходимо просуммировать такие статьи, как сомнительные операции прочих секторов ($32,3 млрд), прочие активы и обязательства банков ($1,2 млрд), прочие активы и обязательства прочих секторов (минус $0,7 млрд). По данному методу реальный отток может быть оценен в $32,8 млрд. Базисом для альтернативного индекса может стать показатель private capital flows, рассчитываемый Всемирным Банком и составивший -32,3 млрд долларов в 2011 году, скорректированный на транзакции, по экономической сути не являющиеся оттоком капитала.
В ЦБ РФ причинами вывоза денег из страны в прошлом году называют неопределенность вокруг парламентских и президентских выборов, плохой инвестклимат и обострение мирового кризиса суверенных долгов. Капитал уходит через рост прямых иностранных инвестиций российскими компаниями реального сектора, которые покупают активы за рубежом, а также через накопление наличной валюты на руках у населения и инвестиции в зарубежную недвижимость. Эксперты считают, что динамика движения капитала в России в значительной степени продиктована глобальными тенденциями, а не изменением экономических показателей внутри страны. Капитал утекает из страны в те периоды, когда наблюдаются проблемы в мировой экономике, а не в самой РФ. Так, на фоне долгового кризиса в Европе в 2011 году наблюдалось падение чистого притока капитала во все развивающиеся страны.
Эксперты не нашли и статистической зависимости между индикаторами инвестклимата и рассчитываемым ЦБ показателем оттока-притока капитала. Кроме того, авторы исследования призывают не трактовать любой отток капитала из России однозначно негативно, а учитывать экономическую сущность конкретной транзакции. То, что в настоящее время принимается за отток капитала, на самом деле экономическим оттоком не является, считает гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. В частности, неверно считать оттоком капитала российские инвестиции за рубеж. "Это некая экспансия России. Это хорошо для России", - отметил он. В перечень операций, формально являющихся оттоком капитала, но не оказывающих негативный эффект на экономику России, входят сделки по слияниям и поглощениям российскими компаниями иностранных активов; погашение российскими предприятиями долга, привлеченного за рубежом без его рефинансирования; реинвестиция доходов, заработанных дочерними компаниями-нерезидентами в отдельно взятом году, и другие.
Замминистра финансов России Алексей Моисеев полагает, что отток может быть и хорошим явлением, поскольку защищает экономику от возможного перегрева, убирая ликвидность, которую она не может "переварить". Стоит отметить, что Минфин оценивает отток капитала из России в текущем году в 60- 65 млрд долларов. Прогноз Минэкономразвития составляет 60- 65 млрд. Центробанк полагает, что отток капитала будет на уровне 67 млрд долларов.
Объём прямых инвестиций, направленных из РФ в оффшорные зоны за период 2007-2011 гг. почти полностью совпадает с объемом инвестиций, направленных из данных юрисдикций в Россию за аналогичный период. Таким образом, в среднесрочном периоде средства, выводимые в форме прямых инвестиций в офшоры, возвращаются в страну.
Ситуация с оттоком капитала в России полностью сопоставима со странами с экспортно-ориентированными экономиками, такими как Кувейт, Норвегия и Япония, считают авторы доклада. Если в процентах от ВВП оценить динамику "чистого притока и оттока", то выяснится, что перечисленные страны имеют ситуацию как минимум не лучше, а в большинстве случаев даже хуже, чем Россия.
Методология подсчета экономических показателей должна периодически пересматриваться для корректировки относительно изменившихся макро показателей и проверки на совместимость с реальными условиями, считает Александр Ивлев, управляющий партнер компании "Эрнст энд Янг" по России. ЦБ нужна новая методика расчета оттока капитала - за ее основу можно взять модель Всемирного банка, показатель Private capital flows, он менее волатилен, чем показатель Банка России, и более четко отражает актуальные экономические тренды.