С третьего дубля Греции позволили "нежно" (tenderly) задефолтить по обязательствам перед надгосударственными и государственными кредиторами ЕС. Но не так-то просто: сперва надо попытаться еще раз трепетно (reverently) провести добровольный дефолт по долгам перед частными кредиторами, предложив им выкупить обратно собственные бумаги до 12 декабря, якобы по цене 35 центов за евро (ни объем, ни цена окончательно не определены, как нам доподлинно не известны и источники средств для совершения этой операции). И вот если это акт пройдет успешно, то тогда "подключится IMF" (Reuters), и уже после всего будет развернут многоликий дефолт по тем самым обязательствам перед надгосударственными и государственными кредиторами: по двусторонним договорам, обязательствам перед EFSF и ЕЦБ.
Все понятно? Если нет, то дефолт будет иметь такие формы: с Греции не будут требовать обслуживания долга EFSF в течение 10-и лет (de facto дефолт по выплате процентов), даты погашения по двусторонним кредитам и EFSF будут перенесены на 15 лет (дефолт по основному долгу), а процентные выплаты по всем обязательствам будут сокращены на 100 б.п. до 50 б.п. над EURIBOR (частичный дефолт по выплате процентов). По крайней мере, последняя опция действует до снижения дефицита бюджета до 4.5% ВВП, чего Греция обязана добиться теперь к 2016 г., на два года позже начальной даты.
Конечно, de jure никому в голову не придет назвать все это своим именем... Особенно ловко спланирована спецоперация по дефолту по обязательствам перед ЕЦБ: ЕЦБ как бы будет получать проценты по бумагам в своем портфеле от Греции, но будет тут же возвращать их обратно на специальный счет, предназначенный для обслуживания греческого долга. Качество активов ЕЦБ никак не страдает! В итоге долг Греции к 2020 г. должен снизиться до 124% ВВП, и до 110% - к 2022 г.
Если вам теперь все понятно, то нам нет. Нам не понятно: что, действительно вся эта совершенно правильная программа, действительно направленная на признание очевидного - неплатежеспособности заемщика, на которую кредиторы почему-то закрывали глаза годами, сокращение долгового бремени обусловлено проведением добровольного обратного выкупа долга перед частными держателями до 12 декабря? Чувствуется, однако, твердая рука Германии и, возможно, МВФ... Или это впечатление происходит от нечеткости формулировок?
Однако есть нечто, на что в резолюции Еврогруппы указано прямо: в декабре Греция должна получить 34.4 млрд евро, из которых около 11 млрд - в бюджет и 24 - на рекапитализацию банков. Причем "формально" выделение транша, задержанного на месяцы, будет одобрено 13 декабря, как раз после пресловутого обратного выкупа. Или тоже "вследствие успешного проведения выкупа"? Но, по всей видимости, это - действительно формальность. А так страны ЕС обязались предоставлять Греции необходимое фондирование вплоть до реабилитации. Уж раз они признали реальность такой, как она есть, то надо это сделать во всем. По крайней мере, вроде бы, можно надеяться на это.
Еще пара небезынтересных событий. ЕС, вслед за США, переносят введение правил Basel III. США, как будто бы, переносят введение более строгого регулирования банков и повышенных требований к капитализации на 6 месяцев - до середины 2013 г. Европа готова сделать то же самое, но выразила озабоченность поведением заокеанского партнера, известного своей... скажем так, бескомпромиссностью в защите собственных интересов или тог, что он считает сегодня собственными интересами.. Подразумевается, что перенос введения Basel III продиктован заботой о средних и малых банках (о крупных мы постоянно слышим, как они хорошо капитализированы), однако вряд ли можно отрицать, что хрупкое состояние мировой экономики, "подпертой" беспрецедентными стимулами, но так и не обретшей твердость в ногах, повлияло на такое отношение США.
Да и у Европы более чем немало скелетов в шкафу: если новые правила четко предпишут, какие активы считать ликвидными и надежными, и в это список не попадут активы, которые ими не являются de facto, но остаются de jure для европейских инвесторов, типа ЕЦБ или Bundesbank’а, последствия будут самыми печальными. Особенно для политиков. Потому дебаты относительно введения Basel III продолжаются в ЕС в уже хорошо известной нам манере. США, по крайней мере, откровенны в своих намерениях. Увы, маленькая деталь: точной даты, когда Штаты собираются ввести Basel III, до сих пор нет!
Между тем, в Каталонии, если кто-то пропустил, четыре партии, выступающие за референдум о независимости, получили 2/3 мест в местом парламенте. Правящая партия, которая и была инициатором кампании о референдуме, однако, пострадала из-за мер жесткой экономии и потеряла свыше десятка мест. Но о перемены мест слагаемых сумма... изменилась только в худшую - для центрального правительства Испании - сторону. Впрочем, процедура гипотетического выхода провинций из состава страны почти не оставляет шансов на осуществление такого действия. Но почва для новых политических потрясений готовится вполне успешно - и предсказуемо.