Китай форсирует диверсификацию своей энергетики
Несомненно, традиционные уголь, нефть, природный газ еще долго будут крутить турбины электростанций, освещая и обогревая страну.
Но нехватка собственных ресурсов и растущая зависимость от внешних поставок нефти и газа уже давно беспокоят Китай. Особенно в последнее время. Уже сейчас арсеналы китайской энергетики частично пополняются за счет альтернативных источников - неиссякаемых и экологически безопасных - силы ветра и света солнца. А в планах разработка и освоение месторождений нового, нетрадиционного пока источника энергии - сланцевого газа. В Китае его считают отдельным видом полезных ископаемых.
Технически доступные запасы сланцевого газа в мире могут достигать 200 трлн кубометров, что больше доказанных мировых запасов традиционного природного газа (187,1 трлн). По мнению некоторых специалистов, сланцевый газ способен удовлетворить потребности всего человечества в топливе минимум на ближайшие 250-300 лет при сохранении нынешнего уровня потребления. Глобальная промышленная разработка сланцевых месторождений грозит обвалить мировые цены на обычный природный газ и негативно повлиять на экономику газодобывающих стран и регионов, которые десятилетиями "сидят" на газовой трубе.
США уже доказали экономическую состоятельность данного источника энергии. Впрочем, о сланцах известно довольно давно, и только отсутствие технологии добычи газа из сланцевых пород сдерживало процесс.
Слишком уж дорогим, по сравнению с обычными нефтью и газом, был этот вид топлива еще лет 15 назад. Добывать сланцевый газ в промышленных масштабах стало возможным в XXI веке с появлением уникального оборудования и освоением сложных технологий, таких как горизонтальное бурение в сочетании с гидроразрывом пласта, а также объемное 3D-сейсмическое моделирование.
Эти новейшие технологии и позволили США - лидеру так называемой "сланцевой революции" - начать промышленную добычу трудно извлекаемых запасов и уже сейчас снизить у себя цены на газ до уровня ниже российских.
Причем США не только резко сократили импорт за счет добычи сланцевого газа, но и строят реальные планы его поставок на экспорт, в том числе в сжиженном виде в Европу, создавая в перспективе реальную конкуренцию трубопроводам российского "Газпрома".
В Китае достижения Запада в разработке месторождений и добыче сланцевого газа восприняли с воодушевлением. Ведь по объему залежей сланцевого газа Китай стоит на 1-м месте в мире. По оценкам американского правительственного энергетического агентства EMI, извлекаемые запасы этого газа в Китае составляют более 36 трлн кубометров, что в 1,5 раза больше, чем в США.
Более того, в КНР его резервы в 12 раз превышают запасы традиционного природного газа. Наряду с активным продвижением возобновляемых источников энергии, добычу сланцевого газа в Китае рассматривают как первоочередное направление развития энергетики на ближайшие годы. По мнению специалистов, сланцевый газ позволит Китаю решить вопрос энергетической безопасности.
Технология добычи газа из сланцевых пород действительно сложна и уникальна. Американский инженер Джордж Митчелл шел к ее созданию более 20 лет. Зато каков результат! Уже сейчас треть добываемого в США газа - сланцевый.
Китай внимательно следил за сланцевым бумом в США. Мимо успехов американцев пройти спокойно здесь не могли. Ведь такой же, свой газ лежит буквально под ногами. Перед нефтегазовым сектором на государственном уровне была поставлена задача к 2015 году обеспечить рост производства сланцевого газа практически с нуля до 6,5 млрд кубометров. Это составит около 6% всей добычи газа в КНР. Дальнейшие планы еще более грандиозны - к 2020 году довести добычу сланцевого газа до 60-100 млрд кубометров ежегодно. Аналитики относятся к этим планам Пекина скептически, считая их нереальными.
Впрочем, начинать с нуля всегда непросто. Но, зная Китай, его упорство и последовательность в достижении поставленных целей - вспомним хотя бы успехи КНР в космосе - можно ожидать, что решение будет найдено, а задача выполнена. Все упирается в технологии, которыми Китай, как и большинство стран мира, увы, пока не располагает.
В этих условиях правительство предпринимает энергичные меры для привлечения западных сланцевых технологий. К геологоразведке и освоению месторождений приглашены мировые нефтегазовые гиганты, располагающие такими технологиями - американская Chevron, британская BP, англо-голландская Royal Dutch Shell, французская Total, норвежская Statoil. С ними от лица государства совместные работы ведут три крупнейшие китайские компании - China National Petroleum Corp., China Petroleum & Chemical Corporation и China National Offshore Oil Corporation. Активно включились в изучение и исследование сланцевых технологий китайские профильные вузы под руководством Института геохимии Академии наук КНР в Гуанчжоу. Силы собрались солидные. Начались геолого-разведочные работы, бурение экспериментальных скважин. Зона пробной добычи - месторождения в провинции Сычуань.
В результате предварительных экспериментальных работ из всех совместных китайско-иностранных проектов добычи сланцевого газа наиболее последовательным и перспективным оказался вариант, предложенный англо-голландской компанией Royal Dutch Shell. С ней весной текущего года государственная China National Petroleum Corporation (СNPC) и подписала соглашение о разведке и добыче сланцевого газа на условиях раздела продукции. Китай впервые допустил иностранную компанию к залежам своих сланцевых руд. Этот факт говорит о многом. По соглашению между CNPC и Shell площадь освоения сланцевого блока "Фушунь-Юнчуань" в провинции Сычуань составляет примерно 3,5 тыс. кв. км. В рамках соглашения Shell применяет свои передовые технологии, операционные знания и международный опыт. Компания уже инвестировала около $400 млн в добычу сланцевого газа в Китае. До конца текущего года предполагается пробурить на потенциальных месторождениях не менее 25 скважин.
Овладеть технологиями добычи сланцевого газа чрезвычайно важно для Китая. Если все пойдет по плану, то активная разработка разведанных месторождений позволит стране к 2035 году добывать 380 млрд кубометров газа в год, что может полностью покрыть собственные потребности в "голубом топливе".
Однако еще есть вопросы, которые пока еще недостаточно изучены, но волнуют экологов, бизнес, да и потребителей. В нефтегазовой отрасли нет примеров столь мощного воздействия на недра, как при добыче сланцевого газа. И это не только бурение многочисленных скважин, но и их недолговечность. Через 5-10 лет притоки сланцевого газа истощаются, и чтобы поддерживать уровень газоснабжения, придется постоянно бурить новые скважины. При этом для добычи тонны сланцевого газа нужно закачать в пласт не менее 100 кг песка и 2 т воды. Под таким мощным воздействием метан сланцевых руд проникает в водоносные пласты, загрязняя их и делая воду непригодной для использования в быту и промышленности.
Но пока опасения производственников и доводы экологов Китай не смущают. Потребности страны в энергоресурсах растут примерно на 2-3% в год. Вторая по размерам экономика мира остро нуждается в новых дополнительных источниках топлива.
Плюсы и минусы
В Китае сланцевый газ залегает глубже, чем в США. Поэтому разработка его будет обходиться дороже. Это минус. Отсутствие технологий разработки и добычи - тоже минус. Зато самые богатые запасы обнаружены в относительно малонаселенных глубинных районах юга, северо-востока, северо-запада страны. И это плюс, поскольку разработка сланцевых руд предполагает более частое бурение скважин на единицу площади. Именно по этой причине от разработки сланцевых месторождений отказываются пока в густонаселенной Европе.
Преимуществом месторождений сланцевого газа в Китае является и довольно близкое расположение к местам потребления. Не надо тянуть тысячекилометровые нити газопроводов через всю страну или из-за рубежа. Исключительно локальный вариант, нацеленный на внутреннее потребление. Как раз то, чего Китаю сейчас остро не хватает.
Главное - чтобы давало жар!
Самые вкусные блюда китайской кухни готовят в специальных сковородах на сильном огне, как правило, на газу. На электроплите так не сделаешь. А с газовой плитой повар видит и чувствует силу огня - когда надо прибавить, когда убавить. В этом его мастерство руководить огнем в процессе приготовления блюда. Его девиз: "Прожарить, но не пережарить!" Почти как у легендарного "агента 007" Джеймса Бонда про коктейль: shaken not stirred (смешать, но не взбалтывать). Вряд ли, конечно, увлеченный приготовлением блюд китайский повар задумывается, на каком газу он готовит свои кулинарные шедевры - обычном природном "голубом топливе" или сланцевом. Главное, чтоб горело и давало нужный жар. Трудно не согласиться. Источник: "Российская газета".
Рейтинг публикации:
|