Хотя навигация ещё не закончилась – транзитом с Аляски в Данию идут два финских ледокола – кое-какие итоги навигации-2012 уже можно подвести.
За последние два года количество судов, проходящих по Севморпути за навигационный период, увеличилось десятикратно. В этом сезоне по Севморпути прошло 46 судов – против 34 в прошлом году и всего 4 в 2010-м.
Общий объём грузоперевозок по трассам Севморпути составил в этом году 1.261.545 тонн, что на 53% больше, чем в 2011 году, когда по маршруту было перевезено 820.789 тонн.
На восток по Севморпути прошло 25 судов, стартовавших из Мурманска, Архангельска или в Байдарацкой губы. 21 прошло на запад, сообщается в докладе Росатомфлота, предоставленном BarentsObserver’у Центром логистики Крайнего Севера, международной базой знаний об арктическом транспорте и логистических решениях для бизнеса.
Основную массу грузов составили нефтепродукты. В 2012 году 26 судов перевезли 894.079 тонн дизельного и авиационного топлива, газового конденсата, сжиженного природного газа и других ГСМ. 18 танкеров проследовали с запада на восток, 8 в противоположном направлении. Супертанкеры на трассы Севморпути в эту навигацию не выходили, крупнейшим был норвежский танкер "Марика", доставивший в августе 66.552 тонн авиатоплива из Кореи в Финляндию.
Второе место в грузопотоке занимают железная руда и уголь, с которыми было проделано шесть рейсов.
Вероятно, последними в этом сезоне на Севморпути будут два финских ледокола "Нордика" и "Фенника", идущие с Аляски в Данию.
Первый СПГ-танкер
Как мы уже писали, первый в истории навигации на Северном морском пути танкер с грузом сжиженного природного газа (СПГ) прошёл по этому маршруту осенью этого года. Газовоз "ObRiver" доставил из Хаммерфеста, Норвегия, 66.342 tons (134.738 м³) СПГ с СПГ-завода "Статойла" в порт Тобата, Япония. Дистанцию от Карских ворот до мыса Дежнёва танкер преодолел за девять дней (в период с 9 по18 ноября).
Отдалённое расположение самого северного в мире СПГ-завода могло бы стать препятствием в поиске новых покупателей, но не в данном конкретном случае. В условиях стремительного таяния арктических льдов этот завод оказался у самого входа на Северный морской путь, ведущий на требующие огромных поставок энергоносителей азиатские рынки. Дистанция до Японии через северный маршрут почти вдвое меньше, чем по традиционному маршруту через Суэцкий канал. Северный морской путь позволяет сократить время в пути от Хаммерфеста до Японии на 20 дней.