Законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" уже внесен правительством в Государственную Думу, как и обещал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. При этом сам проект был лишь незначительно изменен Министерством финансов.
Ненефтегазовый дефицит
Сам по себе законопроект знаковый для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.
История вопроса
18 сентября Министерство финансов России разместило на своем сайте проект закона о федеральном бюджете на 2013–2015 гг. Проект вызвал недовольство президента РФ Владимира Путина, который объявил выговор троим министрам. Президент объяснил свое недовольство тем, что бюджетный проект на 2013-2015 гг. не предусматривает финансового обеспечения его предвыборных обещаний. При этом президентского одобрения для рассмотрения законопроекта в Думе не требуется, и после критики Минфин внес в проект бюджета минимальные изменения – основные его параметры остаются прежними.
Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму.
Год
Объем ВВП, млрд руб.
Доходы, млрд руб.
Расходы, млрд руб.
Дефицит, млрд руб.
Дефицит, % к ВВП
Верхний предел внешнего госдолга, млрд $
Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб.
2013
66515
12866
13387
521,4
0,8
66,2
6601
2014
73933
14063
14207
143,6
0,19
75,8
7590
2015
82937
15615
15626
10,8
0,01
83,8
8314
При этом перечисления в Резервный фонд будут увеличиваться ежегодно. Если в 2013 г. перечислить планируется 373 млрд руб., то уже в 2014 г. показатель составит 596 млрд руб., а в 2015 г. достигнет 818 млрд руб. МЭР считает, что нормативной величины в 7% ВВП Резервный фонд достигнет к 2017 г., то есть сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет. Тем не менее, с учетом макроэкономических рисков, такой бюджет позволит российской экономике чувствовать себя достаточно стабильно даже в случае сильного снижения цен на нефть благодаря уже накопленной "подушке безопасности". Под сильным снижением подразумевается падение ниже $80 за баррель.
Хотя сильное сокращение расходов и увеличивает риски замедления экономического роста, но перед правительством стояла другая задача, а именно: минимальный бюджетный дефицит без роста налогов. Фактически частично эти доходы могут быть компенсированы за счет частных инвестиций, но в условиях сохранения оттока капитала это невозможно. В любом случае курс правительства на сохранение налоговой нагрузки должен сказаться и на увеличении инвестиционной привлекательности российской экономики, поэтому пока объем инвестиций на уровне 25% ВВП к 2015 г. достаточно реален.
Сейчас планируется, что в первом чтении законопроект будет рассмотрен 19 октября. До 10 октября заключения на законопроект должны представить профильные комитеты Государственной думы и Счетная палата. Заседания комитета по бюджету и налогам с рассмотрением документа состоятся 11, 12 и 16 октября, а на совет ГД РФ законопроект будет вынесен 18 октября.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+