Гросс: этот выход из кризиса не похож на другие
Необоснованная вера в то, что "сейчас все по-другому", привела к неоправданно длительному кредитному буму в начале 2000-х гг., что в итоге привело к крупнейшему в современной истории финансовому кризису. Сейчас мировая экономика восстанавливается, и вера в то, что в этот раз выход из кризиса не будет отличаться от предыдущих, может быть опасна, пишет в Project Syndicate директор центра европейских политических исследований Дэниэл Гросс.
Восстановление после финансового кризиса более длительное, чем после рецессии, и кредитно-денежной политикой тут мало поможешь
Многие политики и экономисты уже обратили внимание на то, что выход из финансового кризиса 2007 - 2008 гг. оказался несколько более затянутым, чем большинство восстановлений в послевоенное время, когда в среднем требовалось чуть более года для достижения докризисного уровня производства и занятости на рынке труда.Таким образом, политики считают оправданным использование всех имеющихся макроэкономических рычагов для достижения восстановления, которое бы напоминало те предыдущие.
Однако, поступая таким образом, власти совсем не принимают во внимание тот факт, что последний кризис возник из-за беспрецедентного кредитного бума. В некоторой степени логично было ожидать и беспрецедентный подъем. Когда разразился кризис, многие надеялись на V-образное восстановление экономики, несмотря на аналитические данные о том, что восстановление после рецессий, вызванных финансовым кризом, является более слабым и медленным, чем восстановление от "нормальной" рецессии.
Наблюдение, что восстановление после финансового кризиса отличается, предполагает, что стандартные макроэкономические инструменты могут не сработать, как некоторые ожидают. И согласно проведенным сравнениям сейчас может быть как раз этот случай.
Некоторые ожидают, что можно сравнивать шок от финансового кризиса в США и еврозоне, учитывая их примерно одинаковый масштаб, примерно равную степень внутренней диверсификации, похожий рост цен на жилую недвижимость в среднем в течение предшествующих лет. Более того, относительный рост долга в финансовой системе является примерно одинаковым по обе стороны Атлантики.
И действительно, экономическое развитие в США было похоже на то, что происходило в еврозоне с начала кризиса: ВВП на душу населения сегодня все еще на 2% ниже уровня 2007 г. по обе стороны Атлантического океана. Безработица в США и еврозоне увеличивалась примерно одинаково: на три процентных пункта.
Конечно, можно указать на отдельные страны в Европе, которые страдают от рецессии. Но и в США есть районы, испытывающие депрессию в экономике. Ирландия и Испания – читай Невада и Калифорния, и Греция – читай Пуэрто-Рико. Таким образом, сравнение проходит между двумя экономиками сопоставимых размеров, обе характеризуются значительной внутренней диверсификацией.
Эти сходства экономических показателей поразительны, учитывая, что макроэкономическая политика в США и еврозоне была столь разной. США допустили рост бюджетного дефицита выше 10% от ВВП по сравнению с менее чем 6% ВВП в еврозоне. Анализ в течение пятилетнего периода (с 2007 по 2012 гг.) показал, что США, таким образом, не показали себя лучше, чем еврозона, хотя она опиралась на более значительную степень бюджетного расширения. В США (и Великобритании) общий государственный дефицит сегодня составляет около 8% от ВВП по сравнению с немногим более 3% от ВВП в еврозоне. Соотношение госдолга к ВВП США увеличилось более чем на 41 процентный пункт по сравнению с "всего лишь" 25 пунктами в еврозоне.
Действительно, экономика, которая впитала самые сильные дозы экспансионистской политики, восстанавливается медленнее: ВВП на душу населения в Великобритании сегодня еще на 6% ниже уровня 2007 г. Конечно, можно утверждать, что Великобритания была особенно подвержена экономическому кризису, поскольку финансовые услуги составляют значительную часть ВВП. Но факт остается фактом: ее экономика, являющаяся якобы наиболее гибкой в Европе, пять лет спустя еще не оправилась от шока, несмотря на огромные бюджетные и денежные стимулы, вместе с существенной девальвацией.
В целом, таким образом, кажется, что этот период времени - или, скорее, посткризисные условия - действительно разнобразен и макроэкономическая политика мало что делает для улучшения ситуации. Такие страны, как США и Великобритания, которые накапливают долги рекордными темпами, настаивают на том, что бюджетные расходы в конечном итоге окупятся в результате более сильной экономики. Но они рискуют в конечном итоге получить соотношением госдолга к ВВП в размере выше 100%, что оставит их на милость финансовых рынков, настроения которых могут обернуться против них.
История свидетельствует, что процентные ставки не будут оставаться на рекордно низком уровне в течение неопределенного срока и что, когда наступят перемены, она может оборваться. Почему мы должны ожидать, что эти времена будут другими? Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 192
Рейтинг поста:
Вот это, от недопонимания ахового положения к которому пришла западная система "экономикс". Еще ни разу за всю историю с начала 80-х годов процентные ставки не лежали на 0. Система кредита с встроенным принципом перекредитования по более низкой ставке завершилась и не может работать в обратную сторону и это надо понимать. Так что в данном случае история ни о чем не свидетельствует, поскольку история такого еще не видела и ни кто не собирается поднимать ставки рефинансирования, что бы гасить или обслуживать долги более дорогим кредитом. Из этого тупика выхода нет. А для создания новой системы необходимо решить задачи
1.Установление новой меры стоимости товара, то есть привязка к реальному активу.
2. Освобождение от груза долгов, всех (самое простое через войну)
3.Жесточайшая финансовая дисциплина вплоть до отказа от ссудного процента (за нарушение расстрел на стадионе перед футбольным матчем.)
А кто на это готов после 25 лет халявы?