Называйте это предсказателем финансового кризиса. Команда экономистов, которая в прошлом году продемонстрировала, что небольшое число компаний имеют непропорционально большую власть над глобальной экономикой, разработала простой визуальный инструмент, который может контролировать стабильность финансовой системы в режиме реального времени.
Подобно прогнозированию погоды, DebtRank сможет мониторить финансовую активность на предмет признаков надвигающейся катастрофы. Создатели системы говорят, что она может предвидеть, и таким образом предотвращать такие глобальные экономические кризисы, как крах 2008 года, от которого мир оправляется до сих пор.
Важно отметить, что имеет значение не только размер, если речь идёт о том, какой риск проблемный банк представляет для финансовой системы. Даже сравнительно небольшие убытки в фирмах, тесно связанных с множеством других банков могут вызвать волновой эффект, который поставит под угрозу всю систему.
Чтобы протестировать систему DebtRank, Стефано Баттистон из Швейцарского федерального института в Цюрихе использовал ранее конфиденциальные данные по кризису 2008 года, собранные Федеральным резервом США. Анализ выявил ряд фирм, которые были особенно неустойчивыми: стоило объявить дефолт лишь одной из них, это могло привести к потери более чем 70 процентов капиталов всей сети. Во время кризиса скоординированная и очень затратная интервенция предотвратила такое развитие событий.
Некоторые регуляторы вроде Энди Холдена из Банка Англии призвали создать инструменты, которые предоставляли бы им более чёткое понимание положения глобальной финансовой системы в режиме реального времени.
DebtRank является ответом на такие призывы. Баттистон говорит, что вооружившись такими инструментами как этот, регуляторы теоретически смогут отслеживать потенциальные проблемы по мере их возникновения и вмешиваться до того, как вся система подвергнется риску обвала. Также они смогут моделировать будущий эффект от интервенций, что позволит им найти оптимальный подход для решения проблем.
В ранее конфиденциальных данных содержалась подробная информация о балансах 407 организаций, которые получили от Федрезерва спасательный пакет общей суммой в 1,2 триллиона долларов.
Баттистон с коллегами сосредоточились на 22 банках, получивших в общей сложности три четверти всех спасательных денег, и которые оказались тесно связаны между собой. Почти все они, как выяснилось в ходе прошлогоднего исследования, были членами «супер-организации» в самом центре мировой экономики.
Исходя из данных Баттистон с коллегами вычислили среднее ежедневное DebtRank, которое для каждого банка варьировалось от 0 до 5. Где рост значения показывал вероятность дефолта, и то, какой урон он сможет нанести кредитоспособности других банков и компаний в рамках сети.
Равное нулю значение DebtRank означает, что если банк обанкротится, то это не будет представлять риск ни для кого из членов сети.
Баттистон представляет ранжирование DebtRank в виде наглядной спирали. Компании с нулевым значением находятся снаружи спирали. По мере роста значения компании по системе DebtRank, она продвигается к центру спирали, представляя всё большую угрозу всей системе.
Представление 22 компаний до и во время пика кризиса визуально показывает, каким ценным этот инструмент может быть для регуляторов. В августе 2007 года, ещё до кризиса, все 22 банка находились на краю спирали, со средним значением по DebtRank всего в 0,08 пункта. Во время кризиса среднее возросло до 0,52 пунктов, и банки оказались ближе к центру.
Модель также демонстрирует то, как шоки для системы могут быстро передаваться между тесно связанными банками. Если все они вместе одновременно переживут 10-процентные убытки стоимости своих активов, как это было во время ипотечного кризиса, убытки всей сети могут привести к обвалу всей системы.
Как говорит сам Баттистон, проблема в том, что большинство международных транзакций конфиденциальны, а все регулирования могут происходить только на национальном уровне.
Если бы такая система была внедрена на глобальном уровне, данные, полученные регуляторами, держались бы втайне, и высоковзаимозависимые банки, рискующие обанкротиться, можно было бы отслеживать на ранних стадиях, и предупреждать их в частном порядке, чтобы они могли исправить ситуацию без риска напугать рынки. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|