В четверг, 26 июля, в Алмазный фонд России (он на территории Кремля) нагрянули старатели из Хабаровского края. Причем не с пустыми руками, потому-то их и пропустили сюда без очереди и без билетов.
Еще бы: знаменитая на Дальнем Востоке артель «Восток» решила сдать государству самородок золота 914-й пробы весом 7 кг 649 граммов.
Кстати, журналисты «КП» были единственными представителями СМИ на церемонии передачи Алмазному фонду этого уникального «золотого булыжника».
|
Вот это находка! Фото: Михаил ФРОЛОВ |
|
- Где же вы его нашли? - полюбопытствовали мы у председателя артели, Заслуженного старателя России Геннадия Малышевского.
- Не нашли, а добыли! - поправил он нас. - Есть такой прииск «Иркиндан» в Аяно-Майском районе Хабаровского края. Вот там он нас и поджидал...
- А когда добыли-то?
- В сентябре прошлого года. Месяца три назад начали переговоры с Гохраном России, чтобы этот ценный экземпляр остался в государственном фонде драгоценных металов.
- И за сколько вы его уступили государству?
- За 12 с половиной миллионов рублей, - немного поколебавшись, ответил старатель.
|
Ценный экземпляр теперь находится в государственном фонде драгоценных металов Фото: Михаил ФРОЛОВ |
|
- А что, были другие варианты?
- Конечно. Нам за этот самородок сулили и 20, и 30 миллионов.
- Кто же, интересно?
- Те, которые имеют деньги.
- А почему же отдали в Гохран, за полцены?
- Мы люди не жадные, труженики государства и патриоты. И потом - я сорок лет уже в старателях. А таких самородков еще не встречал. Дело ведь не только в весе. Проба 914 - это же почти химически чистое золото! (Высшая проба - 999.) Специалисты нам сказали, что самородков такого веса с такой плотностью золота в мире давно не находили. Так пусть люди теперь любуются!
|
"Есть такой прииск «Иркиндан» в Аяно-Майском районе Хабаровского края. Вот там он нас и поджидал..." Фото: Михаил ФРОЛОВ |
|
...Принесли белоснежные перчатки. По традиции, старатель сам должен был водрузить золото «Иркиндана» на витрину, где под толстенным стеклом лежат другие самородки. (Кстати, до сегодняшнего дня их в Алмазном фонде было 100, этот 101-й, «самый чистый» из подобных себе.) Но Малышевский перчатки надевать не стал и к драгоценному металлу даже не прикоснулся.
- Почему? - спросили мы его потом.
- Понимаете, у нас, старателей, отношение к золоту особое. Когда мы там, у себя на прииске, промывали золотоносный песок и я первый раз увидел этот самородок - я его целовал, ощупывал руками. Здесь, в Кремле, при людях мне неудобно было это делать.
Глаза старателя блестели...