Пока яростные критики из лагеря оппозиции занимаются распространением в сети злостной статистики и ярких картинок, иллюстрирующих чужеродность нового российского самолета Sukhoi Superjet-100, предприятия, задействованные в этом глобальном по своим масштабам индустриальном проекте, потихонечку локализуют производство все больше ключевых узлов лайнера в России, действуя в русле концепции ускоренного освоения передовых конкурентоспособных технологий мирового авиапрома. В этой связи недавно состоялась презентация турбореактивного двигателя SaM-146 производства НПО «Сатурн», который уже признан одним из лучших в мире. В соответствии с планами Минпромторга, к 2018 году «Суперджет» будет состоять уже на 75% из комплектующих отечественного производства, включая элементную базу интегрированной системы управления и авионики. Надо признать, что экономические власти вместе с передовыми научно-производственными центрами российского авиастроения действуют в соответствие с единственно верной стратегией в условиях как минимум 20-летнего отставания отрасли от западных конкурентов.
Проект SSJ-100 продолжает демонстрировать самую высокую эффективность среди конкурентов в мире
Фото: ИТАР-ТАСС
Инвестиционная стагнация в сфере гражданской авиации (ГА) началась еще в 80-х годах прошлого века. Уже Михаилу Горбачеву пришлось секвестировать 54% этой статьи бюджета на 1987-1990 гг. А к 1994 году от финансирования проектов ГА осталось лишь 4,2% от уровня 1985 года. Из 232 научных, конструкторских и производственных предприятий СССР, работающих на создание конкурентоспособных пассажирских лайнеров, к 1994 году функционировало 43 (в основном, задействованные в ВПК). Получается, что к началу разработки государственной программы развития ГА в 2002 году отечественный гражданский авиапром технологически отстал от мировой индустрии на 17 лет. А к моменту запуска активной фазы госинвестиций в эту отрасль в 2005 году (когда у государства появились достаточные средства) – на 20 лет. За это время, например США потратили на эти цели 442 миллиарда долларов, а одна только Boeing – 216 миллиардов. В такой ситуации только безумец взялся бы за восстановление целой отрасли гражданского авиастроения (которая невозможна без возрождения еще как минимум 12 смежных отраслей) и создание конкурентоспособного самолета полностью из отечественных комплектующих.
Правительство в кооперации с экспертным сообществом пошло по единственно верному пути – освоение разработанных, обкатанных и коммерциализированных технологий ведущих мировых концернов через партнерство с ними на выгодных условиях. Дальше научно-исследовательский и опытно-конструкторский процесс, по замыслу авторов госпрограммы, должен пойти ускоренными темпами, подпитываемый масштабными государственно-частными инвестициями. Был достаточно долгий процесс выбора подрядчика, стратегии, зарубежных партнеров, кадров. Но, все же, в 2006 году лед тронулся и на свет появился проект SSJ-100, а партнерами выступили американский Boeing, итальянская Alenia Aeronautica и французская Snecma. Российские инженеры при этом смогли разработать и поставить на серийное производство около половины комплектующих в стоимостном эквиваленте самолета. В итоге, получился конкурентоспособный по мировым меркам региональный аэробус, который прошел сертификацию и стандартизацию в ЕС и США и даже получил высшую оценку от европейского авиационного агентства EASA (это единственный новый пассажирский самолет, удостоенный класса АА). Портфель заказов на 1 июля 2012 года составил уже 304 штуки, что соответствует 17% мирового рынка в ближнемагистральном сегменте.
Однако такой успех высокотехнологичного проекта из цикла Made in Russia, видимо, очень не понравился некоторым завистникам. В СМИ и на форумах в интернете появились тысячи критических материалов, заявляющих о том, наш «Суперджет» совсем даже не наш, а состоит на 80% из импортных комплектующих и работает на поддержку европейского и американского авиапрома. Кроме того, концерн «Сухой» обвиняли в растрате всего государственного бюджета на развитие гражданской авиапромышленности и даже в том, что он вообще загубил идею возрождения отрасли на корню. Думаю, стоит конкретно и скурпулезно разобраться со всеми этими мифами.
Миф первый – отверточная сборка
Причина выбора иностранных поставщиков — не только в меньшем весе или более высокой надёжности систем. Главный и основной критерий — возможность сертификации комплектующих в отдельности, и систем в составе самолёта - по нормам EASA/FAA. А также возможность создания этих систем за приемлемые сроки, деньги, с гарантией качества и стабильностью цены. Российские поставщики ни первого, ни второго, ни третьего обеспечить не брались. А задача была поставлена однозначная: возможность сертификации SSJ по международным нормам. Это является одним из базовых принципов, если хотите, «краеугольных камней» данного проекта, без чего он не был бы реализован. По этой причине, в системе кондиционирования воздуха «Суперджета» есть система обнаружения утечек: в составе российских систем она не применялась, но тот же «Либхер» с ней давно «знаком». А сертифицировать самолёт в Европе без этой составляющей невозможно. И такие «нюансы» присутствуют практически в каждой системе. Самолёт может и хвалили бы за выбор отечественных поставщиков, только для самого SSJ рыночные возможности были бы весьма туманными. Вроде бы понятно, однако критики российского лайнера стали прибегать к откровенной дезинформации и информационному манипулированию, заявляя в один голос, что в нем 80% импортных комплектующих. Так какое на самом деле количество иностранных компонент в SSJ?
Точной информации нет, так как самолет это очень сложный агрегат и содержит в себе огромное количество приборов, датчиков, систем и т. п. Можно ли применять понятие "количество компонент" в данной ситуации? Что если ОАК закупит миллион болтов иностранного производства и установит их в произведенном в КнААПО планере Суперждета? Тогда по отношению к миллиону болтов один планер будет одной миллионной процента. Но можно произвести сравнения в разрезе финансов. На сколько процентов в финансовом плане Суперджет состоит из иностранных компонентов? Чтобы узнать долю импортных комплектующих, надо зайти на официальный сайт ГСС, выбрать "Ежеквартальные отчеты" и найти п. 3.2.3 в каждом из них. Получится:
В 3 квартале 2011 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 61,5%.
Во 2 квартале 2011 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 53,32%.
В 1 квартале 2011 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 41,1%.
В 2010 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 53.6%.
В 2009 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 56,5%.
В 2008 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 18,2%.
В 2007 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 55,4%.
Как видно, доля импортных поставок колеблется в районе 50-60%, цифры в 80% нет и близко.
Число 80% первым озвучил депутат Миронов на одном из заседаний Госдумы. По поводу того, на каком основании он сделал такие выводы могу предположить, что это отношение количества поставщиков иностранных компонентов к отечественным. Т. е. из всех поставщиков компонентов SSJ 80% - иностранные. Но подобное сравнение аналогично отношению миллиона импортных болтов к одному отечественному планеру.
А как у них
Среди многочисленных комплектующих А380 есть и детали российского производства. В частности, стойки шасси, теплообменники и системы кондиционирования. Кроме того, российские специалисты участвовали в разработке технической документации А380. Среди компаний, участвующих в производстве самолета COMAC ARJ21 (Китайский конкурент SSJ100), самих китайских компаний вообще практически нет. Всё, от алюминия до двигателей, от шасси до стёкол, от электросистем и до заклёпок в новейшем китайском самолёте - западного производства. Стоимость еще одного конкурента SSJ – бразильского самолета Embraer E-Jets на 88% формируется из компонент импортного производства. На фоне EMB наш суперджет просто суперроссийский. Все проектирование и все испытания (статика, ресурс и пр.) велись в России. У Эмбрайера это импорт. Весь фюзеляж и крыло SSJ делают в России. У Эмбрайера это импорт: 4 из 6 "бочек", крыло, оперение - делают за рубежом. Композиты для SSJ делают на ВАСО, у Эмбрайера всё импорт. Метал для Суперджета - российский, у Эмбрайера и заклёпки и металл - импорт. Дизайн кабины пилотов Суперджета делала жуковская фирма, у Эмбрайера всё импорт. В создании Суперджета принимают участие и нижнегородские фирмы (Гидромаш, Теплообменник, Скат) и ульяновские, у Эмбрайера всё из-за рубежа. Фирма ГСС принадлежит на 75% России (через 100% российский ОАК), Эмбрайер же принадлежит правительству Бразилии на 0.3%, а бразильским банкирам на 33%. Однако Эмбрайер все считают бразильским самолетом, сделанным бразильской же компанией. Что мешает кому-то считать SSJ российским самолетом? Вероятно, или недалёкость, или ангажированность, или проплаченность конкурентами. То же самое можно сказать даже о продукции мировых авиапромышленных гигантов – Boeing и Airbus. У Boeing, Airbus, Embraier, MRJ и CRJ одинаковая ситуация с частями.
И даже эту среднерыночную ситуацию с долей отечественных комплектующих ОАК и Минпромторг пытаются изменить в пользу увеличения локализации в России. Поставлена задача к 2018 году довести долю отечественных комплектующих до 75%, а в ключевых секторах лайнера – до 90%. Именно поэтому существует программа разработки двигателя для SSJ, который бы не уступал по техническим характеристикам, безопасности и экономичности мировым аналогам. В итоге, теперь двигатели не поставляются из-за рубежа, а производятся на НПО «Сатурн» и 74% его стоимости формируют части российского производства (остаются лишь газогенератор и обшивка французской Snecma).
Миф второй – распил бюджета
Еще один миф – неэффективная трата госбюджета. В прессе и на многих форумах бытует мнение, что «программа Суперджет-100 безумно дорогая», называются дикие и лживые цифры в десятки миллиардов долларов. Программу обвиняют чуть ли не в развале всего российского авиапрома и в том, что «забрали все деньги». Правда же такова, что Суперджет-100 получил всего 5% всех государстванных денег, выделенных на отечественный гражданский авиапром. Меньше, чем бюджет вложил в реконструкцию Большого или Мариинского театров, меньше чем в проект строительства электрички до аэропорта Пулково. В ФЦП «Развития ГА до 2015 г» перечислены все финансировавшиеся проекты: SSJ, МС-21, Бе-200, Ил-96Т-300 / 400, Ту-204 / 214 / 204СМ, Ми-38, Ка-62, а так же SaM-146, НК-93, ПС-90А-2, ПД-14 и т.д. Бюджет на весь авиапром по ФЦП 2002-2010 составляет 111 млрд. 808,8 млн. руб. (естественно военная авиация сюда не входит). Бюджетные деньги на весь авиапром 2011-2013: 144 млрд. 118,2 млн. рублей. Итого на развитие гражданского авиапрома на период 2002 - 2013 выделено 255,9 млрд. рублей. А на проект SSJ было израсходовано 13,7 миллиардов рублей, или 0,5 миллиарда долларов – около 5% средств программы. Откуда у оппозиционных горлопанов взялись цифры в несколько миллиардов долларов, остается лишь гадать.
Сегодня можно уже с уверенностью констатировать высокую эффективность проекта SSJ-100 по всем ключевым параметрам – технологическом, коммерческом, эксплуатационном. По прогнозам специалистов Международной ассоциации гражданской пассажирской авиации, если бы не катастрофа в Индонезии, трехлетний портфель заказов на новый российский самолет к началу 2013 года достиг бы 545 штук, что соответствовало бы более 27% мирового рынка новых ближнемагистральных самолетов. Этот лайнер таким образом занял бы первое место в мире в своем сегменте. Впрочем, я уверен, что темная история у горы Салак, в которой погибли десятки руководителей и владельцев азиатский авиакомпаний-потенциальных заказчиков нашего самолета, лишь немного замедлит амбициозные планы отечественных авиастроителей.
Участники программы Superjet 100
Гражданские самолеты Сухого* |
Разработка, испытания, сертификация, контроль самолета |
НПО «Сатурн» * |
Разработка и производство двигателя SaM 146. |
кнААПО* |
Сборка самолета |
Snecma |
Производство газогенератора и обшивки двигателя |
Thales |
Поставка авионики. |
Liebherr |
Системы управления и жизнеобеспечения. |
Messier-Dowty |
Шасси. |
Intertechnique (Zodiac) |
Топливная система. |
B/E Aerospace |
Кислородная система, интерьер, двери. |
АэроСтайл* |
Интерьер кабины экипажа. |
Autronics (Curtiss Wright) |
Противопожарная система. |
Honeywell |
Вспомогательная силовая установка. |
IPECO |
Кресла экипажа. |
Parker Hannifin / Parker-Ermeto |
Гидравлическая система и бортовая система генерации инертного газа (OBIGGS). |
Hamilton Sundstrand |
Система электроснабжения. |
Vibro-Meter |
Датчики вибрации двигателя. |
Goodrich |
Колёса, тормозная система. |
Sully |
Остекление фюзеляжа и кабины пилотов. |
SAMCO (Sacheon Aerospace Manufacturing) |
Двери. |
ОАО ПКО «Теплообменник», Нижний Новгород* |
Система кондиционирования воздуха. |
ООО НПП «СКАТ», Йошкар-Ола* |
Молниезащита. |
Ульяновское КБ приборостроения* |
Концентратор данных. |
ВСМПО-АВИСМА* |
Титановые детали. |
ОАО «Гидромаш», Нижний Новгород* |
Звенья подкосов шасси. |
ВАСО* |
Части фюзеляжа из сложных композитных материалов. |
АэроКомпозит* |
Кессон крыла, центроплан из композитных материалов |
НАПО* |
Элементы фюзеляжа Ф1, Ф5 и Ф6, оперение. |
КнААПО* |
Элементы фюзеляжа Ф2, Ф3, Ф4, центроплан, пилон, механизация крыла, заклёпки. |
Каменск-Уральский металлургический завод* |
Алюминиевые заготовки. |
Le Bosec |
Система нанесения водоотталкивающего покрытия. |
ECE |
Внешнее освещение. Пульты управления общесамолетным оборудованием. |
Dunlop |
Шины. |
Air Cruisers |
Аварийно-спасательное оборудование. |
Esterel Technologies |
Дисплей кабины. |
Avibank Mfg. Inc. |
Метизы. |
Teledyne Controls |
Система регистрации параметров полёта, бортовой самописец. |
ЦНТУ «Динамика»* |
Пилотажный стенд. |
* российские участники проекта
Источник: expert.ru.
Рейтинг публикации:
|