Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Собаки лают – караван идет

Собаки лают – караван идет


24-07-2012, 12:28 | Финансы и кризис / Финансовые новости | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 318)

Проект SSJ-100 продолжает демонстрировать самую высокую эффективность среди конкурентов в мире

  • Сергей Тихонов
Пока яростные критики из лагеря оппозиции занимаются распространением в сети злостной статистики и ярких картинок, иллюстрирующих чужеродность нового российского самолета Sukhoi Superjet-100, предприятия, задействованные в этом глобальном по своим масштабам индустриальном проекте, потихонечку локализуют производство все больше ключевых узлов лайнера в России, действуя в русле концепции ускоренного освоения передовых конкурентоспособных технологий мирового авиапрома. В этой связи недавно состоялась презентация турбореактивного двигателя SaM-146 производства НПО «Сатурн», который уже признан одним из лучших в мире. В соответствии с планами Минпромторга, к 2018 году «Суперджет» будет состоять уже на 75% из комплектующих отечественного производства, включая элементную базу интегрированной системы управления и авионики. Надо признать, что экономические власти вместе с передовыми научно-производственными центрами российского авиастроения действуют в соответствие с единственно верной стратегией в условиях как минимум 20-летнего отставания отрасли от западных конкурентов.
Проект SSJ-100 продолжает демонстрировать самую высокую эффективность среди конкурентов в мире
Проект SSJ-100 продолжает демонстрировать самую высокую эффективность среди конкурентов в мире
Фото: ИТАР-ТАСС

Инвестиционная стагнация в сфере гражданской авиации (ГА) началась еще в 80-х годах прошлого века. Уже Михаилу Горбачеву пришлось секвестировать 54% этой статьи бюджета на 1987-1990 гг. А к 1994 году от финансирования проектов ГА осталось лишь 4,2% от уровня 1985 года. Из 232 научных, конструкторских и производственных предприятий СССР, работающих на создание конкурентоспособных пассажирских лайнеров, к 1994 году функционировало 43 (в основном, задействованные в ВПК). Получается, что к началу разработки государственной программы развития ГА в 2002 году отечественный гражданский авиапром технологически отстал от мировой индустрии на 17 лет. А к моменту запуска активной фазы госинвестиций в эту отрасль в 2005 году (когда у государства появились достаточные средства) – на 20 лет. За это время, например США потратили на эти цели 442 миллиарда долларов, а одна только Boeing – 216 миллиардов. В такой ситуации только безумец взялся бы за восстановление целой отрасли гражданского авиастроения (которая невозможна без возрождения еще как минимум 12 смежных отраслей) и создание конкурентоспособного самолета полностью из отечественных комплектующих.

 

Правительство в кооперации с экспертным сообществом пошло по единственно верному пути – освоение разработанных, обкатанных и коммерциализированных технологий ведущих мировых концернов через партнерство с ними на выгодных условиях. Дальше научно-исследовательский и опытно-конструкторский процесс, по замыслу авторов госпрограммы, должен пойти ускоренными темпами, подпитываемый масштабными государственно-частными инвестициями. Был достаточно долгий процесс выбора подрядчика, стратегии, зарубежных партнеров, кадров. Но, все же, в 2006 году лед тронулся и на свет появился проект SSJ-100, а партнерами выступили американский Boeing, итальянская Alenia Aeronautica и французская Snecma. Российские инженеры при этом смогли разработать и поставить на серийное производство около половины комплектующих в стоимостном эквиваленте самолета. В итоге, получился конкурентоспособный по мировым меркам региональный аэробус, который прошел сертификацию и стандартизацию в ЕС и США и даже получил высшую оценку от европейского авиационного агентства EASA (это единственный новый пассажирский самолет, удостоенный класса АА). Портфель заказов на 1 июля 2012 года составил уже 304 штуки, что соответствует 17% мирового рынка в ближнемагистральном сегменте.

 

Однако такой успех высокотехнологичного проекта из цикла Made in Russia, видимо, очень не понравился некоторым завистникам. В СМИ и на форумах в интернете появились тысячи критических материалов, заявляющих о том, наш «Суперджет» совсем даже не наш, а состоит на 80% из импортных комплектующих и работает на поддержку европейского и американского авиапрома. Кроме того, концерн «Сухой» обвиняли в растрате всего государственного бюджета на развитие гражданской авиапромышленности и даже в том, что он вообще загубил идею возрождения отрасли на корню. Думаю, стоит конкретно и скурпулезно разобраться со всеми этими мифами.

 

Миф первый – отверточная сборка


Причина выбора иностранных поставщиков — не только в меньшем весе или более высокой надёжности систем. Главный и основной критерий — возможность сертификации комплектующих в отдельности, и систем в составе самолёта - по нормам EASA/FAA. А также возможность создания этих систем за приемлемые сроки, деньги, с гарантией качества и стабильностью цены. Российские поставщики ни первого, ни второго, ни третьего обеспечить не брались. А задача была поставлена однозначная: возможность сертификации SSJ по международным нормам. Это является одним из базовых принципов, если хотите, «краеугольных камней» данного проекта, без чего он не был бы реализован. По этой причине, в системе кондиционирования воздуха «Суперджета» есть система обнаружения утечек: в составе российских систем она не применялась, но тот же «Либхер» с ней давно «знаком». А сертифицировать самолёт в Европе без этой составляющей невозможно. И такие «нюансы» присутствуют практически в каждой системе. Самолёт может и хвалили бы за выбор отечественных поставщиков, только для самого SSJ рыночные возможности были бы весьма туманными. Вроде бы понятно, однако критики российского лайнера стали прибегать к откровенной дезинформации и информационному манипулированию, заявляя в один голос, что в нем 80% импортных комплектующих. Так какое на самом деле количество иностранных компонент в SSJ?

 

Точной информации нет, так как самолет это очень сложный агрегат и содержит в себе огромное количество приборов, датчиков, систем и т. п. Можно ли применять понятие "количество компонент" в данной ситуации? Что если ОАК закупит миллион болтов иностранного производства и установит их в произведенном в КнААПО планере Суперждета? Тогда по отношению к миллиону болтов один планер будет одной миллионной процента. Но можно произвести сравнения в разрезе финансов. На сколько процентов в финансовом плане Суперджет состоит из иностранных компонентов? Чтобы узнать долю импортных комплектующих, надо зайти на официальный сайт ГСС, выбрать "Ежеквартальные отчеты" и найти п. 3.2.3 в каждом из них. Получится:

В 3 квартале 2011 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 61,5%.

 

Во 2 квартале 2011 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 53,32%.

 

В 1 квартале 2011 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 41,1%.

 

В 2010 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 53.6%.

 

В 2009 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 56,5%.

 

В 2008 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 18,2%.

 

В 2007 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 55,4%.

 

Как видно, доля импортных поставок колеблется в районе 50-60%, цифры в 80% нет и близко.

 

Число 80% первым озвучил депутат Миронов на одном из заседаний Госдумы. По поводу того, на каком основании он сделал такие выводы могу предположить, что это отношение количества поставщиков иностранных компонентов к отечественным. Т. е. из всех поставщиков компонентов SSJ 80% - иностранные. Но подобное сравнение аналогично отношению миллиона импортных болтов к одному отечественному планеру.


А как у них

 

Среди многочисленных комплектующих А380 есть и детали российского производства. В частности, стойки шасси, теплообменники и системы кондиционирования. Кроме того, российские специалисты участвовали в разработке технической документации А380. Среди компаний, участвующих в производстве самолета COMAC ARJ21 (Китайский конкурент SSJ100), самих китайских компаний вообще практически нет. Всё, от алюминия до двигателей, от шасси до стёкол, от электросистем и до заклёпок в новейшем китайском самолёте - западного производства. Стоимость еще одного конкурента SSJ – бразильского самолета Embraer E-Jets на 88% формируется из компонент импортного производства. На фоне EMB наш суперджет просто суперроссийский. Все проектирование и все испытания (статика, ресурс и пр.) велись в России. У Эмбрайера это импорт. Весь фюзеляж и крыло SSJ делают в России. У Эмбрайера это импорт: 4 из 6 "бочек", крыло, оперение - делают за рубежом. Композиты для SSJ делают на ВАСО, у Эмбрайера всё импорт. Метал для Суперджета - российский, у Эмбрайера и заклёпки и металл - импорт. Дизайн кабины пилотов Суперджета делала жуковская фирма, у Эмбрайера всё импорт. В создании Суперджета принимают участие и нижнегородские фирмы (Гидромаш, Теплообменник, Скат) и ульяновские, у Эмбрайера всё из-за рубежа. Фирма ГСС принадлежит на 75% России (через 100% российский ОАК), Эмбрайер же принадлежит правительству Бразилии на 0.3%, а бразильским банкирам на 33%. Однако Эмбрайер все считают бразильским самолетом, сделанным бразильской же компанией. Что мешает кому-то считать SSJ российским самолетом? Вероятно, или недалёкость, или ангажированность, или проплаченность конкурентами. То же самое можно сказать даже о продукции мировых авиапромышленных гигантов – Boeing и Airbus. У Boeing, Airbus, Embraier, MRJ и CRJ одинаковая ситуация с частями.

 

И даже эту среднерыночную ситуацию с долей отечественных комплектующих ОАК и Минпромторг пытаются изменить в пользу увеличения локализации в России. Поставлена задача к 2018 году довести долю отечественных комплектующих до 75%, а в ключевых секторах лайнера – до 90%. Именно поэтому существует программа разработки двигателя для SSJ, который бы не уступал по техническим характеристикам, безопасности и экономичности мировым аналогам. В итоге, теперь двигатели не поставляются из-за рубежа, а производятся на НПО «Сатурн» и 74% его стоимости формируют части российского производства (остаются лишь газогенератор и обшивка французской Snecma).


Миф второй – распил бюджета

 

Еще один миф – неэффективная трата госбюджета. В прессе и на многих форумах бытует мнение, что «программа Суперджет-100 безумно дорогая», называются дикие и лживые цифры в десятки миллиардов долларов. Программу обвиняют чуть ли не в развале всего российского авиапрома и в том, что «забрали все деньги». Правда же такова, что Суперджет-100 получил всего 5% всех государстванных денег, выделенных на отечественный гражданский авиапром. Меньше, чем бюджет вложил в реконструкцию Большого или Мариинского театров, меньше чем в проект строительства электрички до аэропорта Пулково. В ФЦП «Развития ГА до 2015 г» перечислены все финансировавшиеся проекты: SSJ, МС-21, Бе-200, Ил-96Т-300 / 400, Ту-204 / 214 / 204СМ, Ми-38, Ка-62, а так же SaM-146, НК-93, ПС-90А-2, ПД-14 и т.д. Бюджет на весь авиапром по ФЦП 2002-2010 составляет 111 млрд. 808,8 млн. руб. (естественно военная авиация сюда не входит). Бюджетные деньги на весь авиапром 2011-2013: 144 млрд. 118,2 млн. рублей. Итого на развитие гражданского авиапрома на период 2002 - 2013 выделено 255,9 млрд. рублей. А на проект SSJ было израсходовано 13,7 миллиардов рублей, или 0,5 миллиарда долларов – около 5% средств программы. Откуда у оппозиционных горлопанов взялись цифры в несколько миллиардов долларов, остается лишь гадать.

 

Сегодня можно уже с уверенностью констатировать высокую эффективность проекта SSJ-100 по всем ключевым параметрам – технологическом, коммерческом, эксплуатационном. По прогнозам специалистов Международной ассоциации гражданской пассажирской авиации, если бы не катастрофа в Индонезии, трехлетний портфель заказов на новый российский самолет к началу 2013 года достиг бы 545 штук, что соответствовало бы более 27% мирового рынка новых ближнемагистральных самолетов. Этот лайнер таким образом занял бы первое место в мире в своем сегменте. Впрочем, я уверен, что темная история у горы Салак, в которой погибли десятки руководителей и владельцев азиатский авиакомпаний-потенциальных заказчиков нашего самолета, лишь немного замедлит амбициозные планы отечественных авиастроителей.

 

Участники программы Superjet 100

КомпанияВклад в программу
Гражданские самолеты Сухого* Разработка, испытания, сертификация, контроль самолета
НПО «Сатурн» * Разработка и производство двигателя SaM 146.
кнААПО* Сборка самолета
Snecma Производство газогенератора и обшивки двигателя
Thales Поставка авионики.
Liebherr Системы управления и жизнеобеспечения.
Messier-Dowty Шасси.
Intertechnique (Zodiac) Топливная система.
B/E Aerospace Кислородная система, интерьер, двери.
АэроСтайл* Интерьер кабины экипажа.
Autronics (Curtiss Wright) Противопожарная система.
Honeywell Вспомогательная силовая установка.
IPECO Кресла экипажа.
Parker Hannifin / Parker-Ermeto Гидравлическая система и бортовая система генерации инертного газа (OBIGGS).
Hamilton Sundstrand Система электроснабжения.
Vibro-Meter Датчики вибрации двигателя.
Goodrich Колёса, тормозная система.
Sully Остекление фюзеляжа и кабины пилотов.
SAMCO (Sacheon Aerospace Manufacturing) Двери.
ОАО ПКО «Теплообменник», Нижний Новгород* Система кондиционирования воздуха.
ООО НПП «СКАТ», Йошкар-Ола* Молниезащита.
Ульяновское КБ приборостроения* Концентратор данных.
ВСМПО-АВИСМА* Титановые детали.
ОАО «Гидромаш», Нижний Новгород* Звенья подкосов шасси.
ВАСО* Части фюзеляжа из сложных композитных материалов.
АэроКомпозит* Кессон крыла, центроплан из композитных материалов
НАПО* Элементы фюзеляжа Ф1, Ф5 и Ф6, оперение.
КнААПО* Элементы фюзеляжа Ф2, Ф3, Ф4, центроплан, пилон, механизация крыла, заклёпки.
Каменск-Уральский металлургический завод* Алюминиевые заготовки.
Le Bosec Система нанесения водоотталкивающего покрытия.
ECE Внешнее освещение. Пульты управления общесамолетным оборудованием.
Dunlop Шины.
Air Cruisers Аварийно-спасательное оборудование.
Esterel Technologies Дисплей кабины.
Avibank Mfg. Inc. Метизы.
Teledyne Controls Система регистрации параметров полёта, бортовой самописец.
ЦНТУ «Динамика»* Пилотажный стенд.

*  российские участники проекта



Источник: expert.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map