Вступление России во Всемирную торговую организацию, по сути, уже необратимо. Законодательную чистоту Протокола о присоединении уже проверил Конституционный суд, во вторник документ был ратифицирован Государственной Думой. Некоторые эксперты, в том числе глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, опасаются, что вступление в ВТО откроет российский рынок для контрафактной продукции. Однако следование идеологии Всемирной торговой организации, наоборот, должно, наконец, привести к отмене территориального принципа борьбы с серым импортом, который действует в нашей стране сейчас, а это будет выгодно российским потребителям брендовых иностранных товаров.
Разговоры о том, что мировые производители товаров и правообладатели страдают из-за серых схем ввоза продукции в Россию, ведутся не один год. Но главной жертвой российской политики в отношении иностранных товаров являются потребители. Они вынуждены, приобретая товар у официального дилера в РФ, платить за него в разы больше или поддерживать серый импорт (несанкционированный правообладателями ввоз товаров по неофициальным каналам). Переломить ситуацию можно, только изменив принцип борьбы с серым импортом, заложенный в 4-й части ГК РФ.
В России активная борьба с серым импортом началась в нулевых годах путем внесения изменений в Закон "О товарных знаках". Этот документ действовал с 1992 года и содержал статью 23 об исчерпании прав правообладателя, основанную на регистрации товарного знака. Вплоть до декабря 2002 года в этой статье не содержался принцип ограничения территориальности применения закона. Текст документа звучал следующим образом: "Регистрация товарного знака не дает право его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия". Но в декабре 2002 года в статью добавили всего несколько слов - "на территории Российской Федерации", - и суть документа изменилась. Фактически, Россия изменила принцип с международного на территориальный.
С какой целью это было сделано, ответить сложно. Скорее всего, таким образом власти РФ хотели оказать поддержку западным производителям, которые постоянно критиковали и продолжают критиковать Россию за то, что их интеллектуальные права в стране не соблюдаются...
По территориальному принципу предполагается, что любое лицо, будь то юридическое или физическое, въезжая на территорию РФ, должно иметь при себе документ, подтверждающий, что правообладатель разрешил ему ввести указанный товар в Россию. Но активная борьба правообладателей, поддерживаемых государством, с серым импортом почему-то касалась только юридических лиц, декларирующих и ввозящих на территорию страны товары для продажи. Было очевидно, что отдельно взятые туристы просто не могут получать разрешения на ввоз покупок в разовом порядке. Однако такая избирательность ставила под сомнение тезис о том, что у нас закон, который одинаков для всех...
В 2009 году Высший арбитражный суд рассматривал одно очень интересное дело. Некая юридическая фирма ввезла на территорию РФ автомобиль Porshe, и эту машину пытались остановить и уничтожить как серый импорт. Но суд определил, что, поскольку компания ввезла автомобиль для своих нужд, следовательно, останавливать и уничтожать машину оснований нет. После этого суды, руководствуясь созданным прецедентом, некоторое время отказывали правообладателям в защите их прав.
Некоторое время назад некие предприниматели из Калининграда пытались обжаловать в Конституционном суде норму, дающую правообладателю право запрещать незаконное использование товарного знака. Но обжаловали принцип легальной монополии на товарный знак как таковой (п. 2 ст. 4 закона "О товарных знаках"), из-за чего суд принял решение оставить все как есть. Пока в России суд выступает регулятором серого импорта: несмотря на отсутствие в законе нормы, разграничивающей права юридических и физических лиц, исчерпание прав применяется по-разному.
Сегодня уже и Федеральная антимонопольная служба говорит о том, что России необходимо перейти на международный принцип, и присоединение к ВТО - это оптимальный повод сделать это. После вступления России в организацию новый принцип начнет действовать с момента его принятия. Более того, есть возможность оспорить в суде действовавшие с 2002 года правила, и теоретически стоимость всех товаров, которые были уничтожены, должна будет быть возмещена их перевозчикам, а взысканная с них компенсация возвращена "нарушителям".
Пока же многие товары стоят в нашей стране в 2-3 раза дороже, чем в других странах, потому что в РФ государство позволяет правообладателю устанавливать такие цены, борясь с серым импортом. Только когда принцип борьбы с серым импортом станет международным, цены будут нормальными. Пока же некоторые брендовые вещи проще купить за границей - на те же деньги, что будут потрачены в России, можно не только приобрести товары, но и оплатить перелет и проживание в месте покупки.
Сергей Анатольевич Зуйков - президент Гильдии патентных поверенных и патентоведов.
Источник: finance.rambler.ru.
Рейтинг публикации:
|