"Модель для Соединенных Штатов Европы - Швейцария"
Европе нужно единое управление. Для того чтобы выжить, барьеры на пути миграционных потоков должны быть сняты и регион должен представлять собой Соединенные Штаты Европы с федеральным правительством и парламентом, обладающими подлинной, пусть и ограниченной, налоговой-бюджетной властью, пишет на сайте Project Syndicate Норберт Волтер, бывший главный экономист Deutsche Bank Group, глава отдела исследовательского отдела банка.
Моделью для будущих Соединенных Штатов Европы является Швейцария
Среди наиболее гибельных различий среди успешных и отстающих стран Евросоюза чаще всего называются различия в уровне экономического роста, создания рабочих мест и в уровне безработицы, а также огромная несоразмерность текущих платежных балансов, – причем все из них можно проследить до больших различий в затратах на рабочую силу в расчете на единицу продукции.
Осознание подобных различий приводит к значительной надбавке за риск в проблемных странах, что неизбежно оканчивается ускорением оттока капитала в так называемые безопасные гавани.
Но, если задуматься о том, что может лежать в основе такого типа движений капитала, подозрение должно упасть также на нерациональную политику, характерную, в том числе, и для стран, далеких от еврозоны. В более широком Европейском союзе такие страны, как Великобритания и Венгрия, в такой же степени подвержены структурным недостаткам, как и некоторые периферийные страны еврозоны. Гибкость обменного курса не сильно им помогла, или, по крайней мере, они предпочли не использовать ее.
Более того, есть страны со столь же тяжелым, если не более тяжелым, бременем государственного долга, как у периферии ЕС: главными примерами этого являются США и Япония. У других стран, таких как Норвегия и Швейцария, имеется профицит текущего платежного баланса свыше 10% от их ВВП, но они противятся ревальвации своей валюты.
Стоит вспомнить, что в течение десятилетия до 2005 г. Германию называли "больным человеком Европейского союза". Германия была неконкурентоспособной, когда вошла в еврозону, из-за избыточного повышения заработных плат и цен после воссоединения страны – впоследствии данную проблему удалось решить с помощью структурных реформ, проведенных в стране в рамках единой валюты. То же верно и в отношении самого нового члена еврозоны, Эстонии, которая благодаря строгому сдерживанию заработных плат обеспечила себе конкурентоспособность на едином рынке за короткий период времени.
Почему же тогда существуют столь сильные сомнения в том, что евро может выжить? Некоторые говорят, что текущие усилия по введению разумной политики в периферийных странах обречены на неудачу и что жертвование демократией в этих странах для сохранения целостности валютного союза – это слишком высокая цена.
В действительности, усилия правительств и международных учреждений направлены в сторону более надежных решений. Кто бы поверил ровно год назад в то, что станет возможным налогово-бюджетное соглашение, принятое в марте? И, несмотря на колебания, разве не произошло значительного снижения надбавок за риск в проблемных странах без увеличения расходов стран-кредиторов на финансирование?
Разумное сотрудничество, избегающее риска недобросовестности, должно суметь предотвратить панику, снизить надбавки за риск и разрешить более полное использование ресурсов. Например, межгосударственные миграционные потоки, несомненно, необходимо сделать более легкими и привлекательными. Высокого уровня безработицы, в частности, среди молодых квалифицированных работников, можно избежать, если страны-кредиторы, которым требуются мигранты для оживления своей собственной рабочей силы, смогут их привлекать.
Рост иммиграции привел бы к укреплению навыков и увеличению уровня доходов, сократив расходы проблемных стран на пособия по безработице. Повышение подвижности рабочей силы внутри ЕС также помогло бы создать более открытое европейское мышление и, таким образом, ослабить старые националистические предрассудки.
Итак, будет ли ЕС упорно двигаться в сторону политического союза, тем самым решая упущенные проблемы?
Моделью для будущих Соединенных Штатов Европы является Швейцария – страна с четырьмя языками и национальностями, с сильными в налогово-бюджетном плане административно-территориальными единицами (кантонами), с единой первоклассной валютой, а также с федеральным правительством и парламентом, обладающими подлинной, пусть и ограниченной, налогово-бюджетной властью.
Если бы ЕС максимально использовал уже имеющуюся у него компетенцию и управлялся бы более эффективно, он мог бы добиться более быстрого экономического роста в течение, по крайней мере, следующего десятилетия, и 2,5% ежегодного прироста не показались бы недостижимыми. Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|