Иракские спекулянты быстро осознали возможные выгоды западных санкций против Ирана и Сирии, и связанную с этим нехватку валюты. Крупные суммы наличной валюты были переброшены на территории двух этих соседних государств. Финансовым результатом для менял стали огромные прибыли, быстрый и легкий заработок, для экономики Ирака – немедленное падение курса динара, который обесценился на 11%.
Заместитель главы Центрального Банка Ирака Мудхир Мухаммед Салех сообщил, что валютные резервы страны сократились с ноября прошлого года на 10 миллиардов долларов.
Деньги использовались банками, обменными и финансовыми компаниями для поддержки режимов Сирии и Ирана. По мнению Салеха, иракские спекулянты быстро осознали возможные выгоды западных санкций против Ирана и Сирии, и связанную с этим нехватку валюты. Крупные суммы наличной валюты были переброшены на территории двух этих соседних государств. Финансовым результатом для менял стали огромные прибыли, быстрый и легкий заработок, для экономики Ирака – немедленное падение курса динара, который обесценился на 11%.
Иракский Центральный Банк, до самого последнего времени, выставлял на валютные аукционы количество валюты в соответствии со спросом. В последние месяцы объем валюты продаваемой на торгах в среднем за день достиг 151 миллионов долларов – по сравнению со 117 миллионами в прошлом. Правительство Ирака прямо обвинило Центробанк в падении курса динара.
Салех на эту критику ответил замечанием о том, что резкое падение курса иранского риала и сирийского фунта в результате наложенных на Иран и Сирию санкцию привело к тому, что иракский динар “превратился в ценное средство обмена, которое с удовольствием принимают торговцы обеих этих стран”. Торговцы накапливают иракские динары, с тем, чтобы использовать их в своих дальнейших операциях. Многие из них вкладывают динары на открытые специально с этой целью счета в иракских банках ( которыми, в свою очередь владеет Иран или подконтрольные ему группы). Попытки Центробанка ограничить покупки долларов требованием предъявлять декларации о конечном пункте назначения валюты оказались неэффективными. Торговцы попросту открывают множество счетов на частных лиц (в некоторых случаях до 5 тысяч), откуда проследить движение денег не представляется возможным.
Следует отметить, что скандал с утечкой долларов из страны развернулся на фоне непрекращающихся попыток президента Нури эль-Малики поставить Центробанк под свой прямой контроль. В то же время, большинство политических партий и верхушка шиитского духовенства яростно защищают автономию главного финансового учреждения – а вместе с ней, и перекачку долларов в Сирию и Иран.
Главой Центрального Банка Ирака является весьма уважаемый суннитский финансист, профессор Санан Мухаммед Ридха аш-Шабиби. Шабиби бесит Малики тем, что отказывается предоставить правительству кредит в 12 миллиардов долларов на покрытие дефицита бюджета.