Правоохранительные органы Румынии начали расследование по делу о контрактах на поставку электроэнергии государственной компанией Hidroelectrica ряду крупных потребителей. В их числе транснациональный металлургический и горнорудный концерн Arcelor Mittal. Законностью этих контрактов заинтересовались контролирующие органы Европейского Союза.
Несколько недель назад сторонники правительства Румынии шумно отпраздновали победу над компанией Arcelor Mittal, которая пыталась получить очередной контракт на поставку электроэнергии по ценам значительно ниже рыночных. Аукцион, организованный государственным оператором энергетического рынка по просьбе Arcelor Mittal, был отменен. Эта победа стала одним из главных аргументов тех, кто считает, что правительство премьера Михая Унгуряну разительно отличается от своих предшественников. Однако эта победа оказалось “пирровой”.
История вопроса уходит в прошлое десятилетие. Привычка "стратегических инвесторов" действовать на грани закона и за гранью морали в отношениях с государством проявилась еще в 2004 году в процессе приватизации самого крупного румынского металлургического комбината Сидекс Галац (Sidex Galati), переименованного потом в Arcelor Mittal Galati. В обмен на пожертвование четырех миллионов фунтов стерлингов в адрес лейбористской партии Великобритании, тогдашний британский премьер Тони Блэр направил румынскому правительству официальное письмо, в котором намекал на желательность приватизации этого металлургического комбината в контексте будущей интеграции Румынии в Евросоюз.
Эта ситуация стала предметом журналистских расследований, однако в Бухаресте предпочитают не вспоминать об этом. Уже после приватизации британские журналисты обвиняли политиков из "ближнего круга" Блэра в том, что они способствовали тому, чтобы компания Mittal Steel получила в Европейском банке реконструкции и развития кредит на оплату покупки румынского комбината. Однако этот неудобный факт тоже подвергся забвению.
С формальной точки зрения, сложно выдвинуть обвинения во взятке или политическом шантаже. Но только крайняя наивность может позволять верить, что пожертвования, полученные партией Тони Блэра от владельца Mittal Steel, никак не способствовали написанию судьбоносного письма или в то, что это письмо не являлось рычагом политического давления.
"Стратегическим инвесторам" удалось приобрести актив, который в первый же год принес доход, в 6 раз превысивший стоимость приватизации, но это оказалось недостаточным для удовлетворения аппетита. Дополнительные прибыли были получены за счет приобретения у государства электроэнергии по сильно заниженным ценам.
Для металлургического комбината электроэнергия является одной из главных статей расходов, и любое снижение цены приводит к резкому увеличению рентабельности. Интересно, что Arcelor Mittal Galati и так имел доступ к румынскому свободному рынку электроэнергии, цены на котором были значительно ниже среднеевропейских. Но "стратегическим инвесторам" этого было мало. Результатом их усилий стало заключение контракта с государственной энергетической компанией Hidroelectrica SA на поставку электроэнергии по ценам значительно ниже рыночных. С формальной точки зрения, контракт практически безупречен, однако решение менеджеров государственной компании о его подписании не может быть объяснено соображениями экономической целесообразности.
Потери государства в виде недополученной прибыли составили около 22 миллионов долларов. В процессе исполнения контракта потери увеличились из-за того, что Hidroelectrica была вынуждена закупать электроэнергию для Arcelor Mittal Galati на свободном рынке, где цена успела вырасти. Общие убытки государства составили около 50 миллионов долларов.
После истечения контракта в начале 2012 года, Arcelor Mitaal Galati потерял доступ к дешевой электроэнергии от Hidroelectrica из-за вмешательства представителей МВФ, которые начали жесткий мониторинг этой государственной компании и потребовали разрыва экономически неэффективных контрактов. Однако это не остановило поиски нового источника дешевой электроэнергии, и вскоре он был найден. Им оказалась государственная компания Nuclearelectrica SA, с которой были проведены предварительные переговоры о заключении нового двухлетнего контракта.
В принципе, это являлось попыткой повторить схему, которая сработала в прошлом: государственный оператор рынка электроэнергии регистрирует заявку на покупку по заниженной цене и эту заявку удовлетворяет государственная компания.
Опубликование аукционной заявки вызвало огромный скандал и шквал критики в адрес правительства, которое контролирует деятельность Nuclearelectrica. Общественное давление привело к отмене аукциона, однако это не остановило "стратегических инвесторов".
В прошлый четверг представители Arcelor Mittal Galati провели встречу с премьер-министром Михаем Унгуряну. Коммюнике, разосланное после этой встречи, содержит исключительно интересный фрагмент:
"Премьер-министр отметил долгосрочное вовлечение Arcelor Mittal, а так же важную социальную роль, которую играет комбинат в Галац. Также он подчеркнул, что преодоление всех существующих трудностей может быть достигнуто через использование текущих рыночных механизмов".
Опыт подсказывает, что "текущий рыночный механизм" - это и есть схема, придуманная "стратегическими инвесторами": официальный аукцион на покупку по бросовой цене плюс государственная компания, готовая поставить электроэнергию по ценам значительно ниже рыночных. К сожалению, эта схема снова получила "зеленый свет" на правительственном уровне, доказав в очередной раз, что желание удовлетворить любой ценой желания "стратегических инвесторов" свойственно правительству Унгуряну в той же мере, в которой оно было свойственно правительству Адриана Нэстасе, правительству Эмиля Тэричяну или правительству Эмиля Бока.