ОПЕК спасет мир от дефолта?
Кто спасет мир, кроме Брюса Уиллиса? США практически парализованы неумолимо надвигающимся дефолтом, Европа рвет на себе волосы, не в силах справиться с долговым бременем, а Китай отчаянно пытается обуздать инфляцию. Казалось бы, вытащить мировую экономику из ямы рецессии уже невозможно. И тут - тадам! - на сцене в лучах софитов появляется ОПЕК.
Каждый глобальный экономический спад, начиная с 1970 года, предваряли, а затем и мучительно усугубляли резкие скачки цен на нефть. С этой точки зрения, ОПЕК вряд ли подходит на роль рыцаря в блестящих доспехах. С другой стороны, обвал цен на черное золото может стать настоящим deus ex machina, который возродит американскую сферу потребления и справится с греческим, португальским, испанским и итальянским торговым дефицитом.
Снижение цен на нефть на 40 процентов по сравнению с пиком, достигнутым в мае 2011 года, обрушит стоимость нефти марки Brent со 127 долларов до 77 долларов за баррель. Для американской экономики, которая потребляет 7 миллиардов баррелей нефти в год, падение цены на 50 долларов за баррель станет живительным пинком, в денежном выражении эквивалентным 350 миллиардам долларов - именно на такую сумму снизятся налоги даже без учета падения цен на уголь и природный газ. Выиграют не только США: в зоне евро финансовая уверенность также окрепнет.
Стоит ли надеяться на такой хэппи-энд? Ответ - типичный для экономистов: и да, и нет.
Да - в том смысле, что снижение цены на нефть в полсотни долларов станет отражением общего спада и выведет цену Brent на тот же уровень, где она находилась осенью 2010 года. Впрочем, большинство аналитиков считают, что такой резкий поворот сюжета маловероятен. Специалисты поясняют, что 50-долларовый рост цен на черное золото, наблюдавшийся в первой половине 2011 года, был не просто временной реакцией на перебои с поставками из Северной Африки и резкое увеличение спроса на мазут после катастрофы на АЭС "Фукусима" - это результат долгосрочного увеличения спроса со стороны Китая и других развивающихся экономик, столкнувшихся с лимитами поставок нефти (общемировая добыча которой, к слову, уже практически достигла своего пика).
Какие бы геологические процессы ни стояли за теорией "пика нефти", существует ряд причин, по которым ее игнорируют при оценке взаимодействия цен на нефть и роста мировой экономики в 2012 году. Самая явная из них - американский бенчмарк West Texas Intermediate (WTI). К началу октября 2011 года WTI упал примерно на 30 долларов по сравнению со своим майским максимумом в 113 долларов и вернулся к уровню октября 2010 года.
Последствия майского всплеска, ставшего результатом "арабской весны", рассосались к октябрю, и преимущества дешевой нефти, казалось, могли поспособствовать восстановлению американской сфере потребления по итогам года.
Приверженцы теории "пика нефти" эти данные проигнорировали, утверждая, что падение цен на черное золото на американском рынке были временным "недоразумением", а бенчмарком стоит считать цену за баррель Brent в 127 долларов. И в самом деле: "нефтяная корзина" ОПЕК по своему значению была ближе к европейскому, нежели чем к американскому бенчмарку. Экономическая и политическая логика, между тем, говорят о том, что беспрецедентное расхождение в 30 долларов между ценой на Brent и WTI, скорее всего, будет более выгодно тем, кто играет на падении европейских цен на нефть, чем тем, кто рассчитывает на их рост на американском рынке.
Исходя из соображений экономической логики, спрос на нефть, несомненно, будет слабеть из-за рецессии, в которую впала мировая экономика. Так что понять, с чего вдруг американская нефть должна подорожать, сложно. Европа-то с недостатком легкой малосернистой нефти справится: ее запасов в Америке - с избытком, а скоро еще и Ливия "заработает".
Политическая логика тут тоже железная: если ОПЕК приняла решение сократить добычу нефти, мировые цены на нее в теории могут подняться до европейских 100 долларов за баррель, а не упасть до американских 80 долларов. Но будет ли ОПЕК пытаться отстаивать такую стоимость черного золота и наблюдать с поп-корном, как мировая экономика ввязывается в новую рецессию? Вряд ли.
Аналитики прогнозируют, что глобальный экономический спад может обернуться падением цен на нефть более, чем на 30 долларов. В 2008 году, например, Brent и WTI рухнули со 150 долларов за баррель до 120 долларов. После "арабской весны" правительства стран Ближнего Востока чувствуют себя более уязвимыми, чем когда-либо. Особенно это касается Саудовской Аравии, единственного поставщика "черного золота", который может играть ее добычей, как угодно, и влиять на нефтяные цены.
Последнее, чего хочет королевство - это повторения сценария 2008 года. Добывая больше нефти и сбивая мировые цены на нее до уровня 60-80 долларов за баррель, Саудовская Аравия и ОПЕК могут сделать для предотвращения глобальной рецессии больше, чем Федеральная резервная система США, Белый дом или Европейский Центробанк. 2012-й может стать годом, когда ОПЕК, наконец, осознает, что должна служить собственным интересам, поддерживая, а не саботируя рост мировой экономики.