В марте Калифорния недобрала 5,2% налогов по сравнению с планом, который был утвержден в феврале. Таким образом, даже урезанный новый бюджет штата, принятый месяц назад, оказался нереалистичным. Калифорния долгое время была воплощением американской мечты – очень модно было говорить, что если бы она была отдельным государством, по ВВП она входила бы в первую десятку. Теперь становится все более очевидным, что если бы Калифорния была отдельным государством, она бы уже стала банкротом.
Долгое время «калифорнийское чудо» базировалось на нескольких китах, которые все оказались пузырями. Первым лопнул пузырь доткомов, нанеся серьезный удар по Силиконовой долине в 2000 году. Но Калифорния оправилась за счет роста цен на недвижимость. Благодаря хорошему климату штат популярен среди богатых американцев, как место для проживания. Поэтому цены на недвижимость здесь выросли гораздо сильнее, чем в других американских штатах. Так же сильно они рухнули с начала кризиса. Третьим слагаемым финансового благополучия Калифорнии были богачи, которые платили в штате подоходный налог. Однако, их богатство, как оказалось, было завязано на фондовый рынок, поэтому после падения котировок акций богатые жители Калифорнии вместо доходов получили убытки. Естественно, в бюджете штата денег тоже не оказалось.
Смысл новых заимствований все больше сводится к возврату старых долгов. Классический принцип долговой пирамиды
Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер начал «резать» расходы и занимать деньги. В конце января был предложен новый вариант бюджета, который предполагал сокращение расходов на 5 600 инфраструктурных проектов, что позволило сэкономить порядка 4 млрд долл . Параллельно, стало известно, что Калифорнии никто не хочет давать в долг. Как сообщил казначей штата, с сентября по январь Калифорния не смогла разместить ни одного займа. При этом, в конце июня Калифорнии предстоит погасить ранее выпущенные облигации на сумму 10 млрд долл. Если Шварценеггер до этого времени не найдет денег, ему придется либо объявить дефолт, либо попросить помощи у федерального правительства.
В Вашингтоне денег нет
Между тем, у федерального правительства схожие проблемы, только масштабы побольше. В 2008 году Минфин США «заработал» на продаже бондов в два с лишним раза меньше, чем в 2007 году. Так, чистый доход (размещение новых облигаций минус погашение старых) в 2007 году составил 1005,8 млрд долл, а в 2008 - уже только 412,5 млрд. То есть вдвое меньше. И это при том, что само количество заимствований выросло аж на 943,2 млрд долл. Причем, если смотреть период январь к январю, то доходы падают до 320 млрд. О чем это говорит? О том, что США все больше средств тратят на выкуп ранее выпущенных облигаций. Таким образом, смысл новых заимствований все больше сводится к возврату старых долгов. Классический принцип долговой пирамиды, когда новые долги нужны лишь для расплаты по старым.
Тревогу вызывает и тот факт, что доля краткосрочных облигаций со сроком обращения год и менее растет. По некоторым оценкам, объем госдолга США, выраженный в ГКО, поставил абсолютный рекорд и превысил 2 трлн долл. То есть именно такую сумму надо будет вернуть уже в следующем году. Как в этих условиях администрация президента Обамы собирается финансировать план по спасению экономики и рекордный дефицит – остается загадкой. На 2009 год запланирован дефицит бюджета США объемом 13% ВВП или почти 2 трлн долл. Но где взять эти деньги, если все большую часть того, что удается занять, приходится направлять на погашение ранее взятых долгов?
Выбор у США все равно не велик – или печатать доллары, или объявить дефолт
Американские пенсионные фонды ежемесячно генерируют 50 млрд долл или 600 млрд в год. Плюс, по 20 млрд в месяц на покупку бондов тратят иностранцы или 240 млрд за год. Даже если пенсионные деньги будут на 100% вкладываться в казначейские бумаги (что невозможно), все равно покрыть дефицит не получится. В этой ситуации остается одно - обратиться к Федеральному резерву. Руководство ФРС уже объявило, что в первом полугодии оно купит казначейских облигаций на сумму 300 млрд долл. Ничто не мешает продолжить эту инновационную практику и во втором полугодии выкупить еще 300 млрд или 400, или 600 – долг Соединенных Штатов в любом случае номинирован в долларах. Это называется «печатный станок».
При этом, американские монетарные власти очень беспокоит, что никто, кроме ФРС, не будет покупать бонды. Так, Ричард Фишер, глава Федерального резервного банка Далласа, призвал Китай не отказываться от покупки американских облигаций. «Экономики США и Китая в значительной мере зависят друг от друга. Китай не сможет преуспеть без США, и США необходим Китай, чтобы преуспеть, - заявил Фишер. - Я не вижу причин, по которым Китаю было бы необходимо сокращать покупку US Treasuries, что было очевидным плюсом для США и оказывало сдерживающее влияние на процентные ставки. И я не вижу желания у правительства Китая прекратить оказывать нам поддержку», - добавил он. То есть, правительство США стремится к тому, чтобы максимальное количество стран потеряло деньги, когда включение «печатного станка» приведет к гиперинфляции.
Другие страны, пока робко, начинают выражать свое недовольство политикой американского руководства. Министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк заявил, что практика накачки экономики деньгами приведет к всплеску инфляции в момент начала экономического роста и новому кризису. Впрочем, выбор у США все равно не велик – или печатать доллары, или объявить дефолт.