analit.ru. Кризис
Акции подавляющего большинства компаний по всему миру в четверг ощутимо падали. В частности, к середине дня почти на 5% снизились индексы ММВБ и РТС. Причина — новости из Федеральной Резервной Системы (ФРС) США.
По итогам двухдневного заседания ФРС так и не решилась на запуск третьей программы количественного смягчения (QE3), подразумевающей включение печатного станка — тогда как именно на это надеялись участники рынка. "Сейчас, когда банковские системы стоят на грани кризиса доверия 2008 года, дополнительная ликвидность от ФРС придала бы им стабильности", — отмечает аналитик ИФК "Алемар" Василий Конузин.
Но ФРС приняла менее популярное решение — увеличить средние сроки погашения ценных бумаг в своем портфеле. До конца июня 2012 года ФРС приобретет казначейские ценные бумаги со сроком погашения от 6 до 30 лет на общую сумму в $400 млрд и реализует эквивалентный объем казначейских ценных бумаг со сроком погашения до 3-х лет. По словам главы ФРС Бена Бернанке, это позволит ослабить давление на долговременные процентные ставки и обеспечить более гибкие финансовые условия. Кроме того, ФРС сохранит свою текущую политику повторного инвестирования на аукционах доходов от погашения казначейских ценных бумаг в своем портфеле.
"Рынок остался разочарован действиями ФРС: программа TWIST не является панацеей для экономики, хотя и может принести ей около 0,2-0,4% роста", — констатирует Конузин.
"ФРС была загнана в угол на этом совещании. У них в принципе уже не осталось действенных инструментов для поддержки экономики", — считает управляющий портфелями ЦБ УК "Солид Менеджмент" Георгий Ельцов. По его словам, программа TWIST, которая рассчитана на стимулирование экономики за счет понижения долгосрочных процентных ставок, не будет действовать по причине отсутствия уверенности в завтрашнем дне. "Какие бы низкие ставки ни были, население и бизнес сокращают свои долги, тем самым экономическая активность падает, и продолжают падать цены на жилье в Америке", — говорит эксперт. Падение цен на жилье, в свою очередь, может привести не только к кризису "плохой" ипотеки, но и к банкротствам добросовестных заемщиков.
Отметим, что тревогу инвесторов вызвали не столько сами избранные ФРС меры, сколько комментарии к ним. "Недавние индикаторы указывают на продолжающуюся слабость общих условий на рынке труда, и уровень безработицы остается повышенным, — говорится в итоговом коммюнике ФРС. — Есть существенные риски для экономической перспективы, включая стрессы на глобальных финансовых рынках". Тот факт, что сама ФРС считает ситуацию рискованной, и заставил инвесторов спешно сбрасывать бумаги.
Параллельно агентство Moody’s снизило кредитные рейтинги ряда американских банков – Bank of America, Wells Fargo и Citigroup, а европейские индексы оказались под давлением сведений о том, что ЕЦБ вновь предоставил заем одному из коммерческих банков – в размере $500 млн. Когда банки просят такие кредиты, есть все поводы для беспокойства, отмечает аналитик ФГ БКС Эдуард Бадаев.
Кроме того, специалисты МВФ обнародовали свою оценку потенциальных потерь европейских банков-держателей суверенных облигаций проблемных стран ЕС на уровне $410 млрд. "Дефолт Греции грозит цепной реакцией, которая не только обнулит стоимость рисковых активов (вернее — долгов), но потопит другие, относительно здоровые активы", — поясняет Конузин.
При этом, как добавил главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин, политика регуляторов приводит к постепенному сокращению количества "защитных" инструментов для рынка. Нацбанк Швейцарии установил для покупки национальной валюты планку в 1,2 евро. ФРС ограничила возможности для покупок краткосрочного долга. Сохраняется угроза интервенции против йены со стороны Банка Японии — в том числе в рамках совместных с другими ЦБ действий.
По мнению вице-президента департамента торговых операций ФГ "БрокерКредитСервис" Евгения Студеникина, если ситуация с доверием в банковской сфере США и Европы продолжит ухудшаться, интерес к рискованным активам значительно снизится. В результате начнутся массовые продажи ценных бумаг на развивающихся рынках, которые, по сравнению с развитыми, пока выглядят неплохо. В этом случае российские индексы могут рухнуть, а рубль — сильно подешеветь.
Эксперты расходятся в оценках относительно того, можно ли назвать происходящее второй волной кризиса. "Пока можно говорить только об ожиданиях второй волны, которые, правда, на рынке сильны", — заявляет главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. "О том, что наступил кризис, еще не говорят, — констатирует старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. — Однако потенциал этого события гонит впереди себя волны страха. Высокая безработица в развитых странах, большие государственные долги, ограничивающие возможности госстимулирования экономики воздействуют на потребительские настроения и сужают возможности роста экономики".
По оценке Студеникина, говорить о второй волне мирового масштаба пока преждевременно. Она наступит, если произойдет ряд корпоративных банкротств, и инвесторы увидят дефолты по государственным обязательствам европейских стран. В то же время аналитик подтверждает, что в банковском секторе США и Европы вторая волна кризиса уже вовсю идет, котировки многих банков находятся чуть ли не ниже уровней конца 2008-2009 года, когда кризис был в самом разгаре.
Ельцов же однозначно заявляет: "Да, на наш взгляд, это можно считать второй волной кризиса".
Ситуация может развиваться либо по оптимистическому, либо по пессимистическому сценарию. Положительный вектор, как поясняет Душин, предполагает ускорение экономики США в IV квартале, на которое рассчитывает Бернанке, а также своевременное оказание Большой тройкой помощи Греции с невыходом ее из Еврозоны. "Нефть остается на текущих уровнях (или немного снижается – до $100 (Brent). Рубль теряет 5-10% стоимости и постепенно возвращается к уровню 30 руб./$, фондовый рынок теряет 10-15% и возвращается на уровень начала 2011 года в начале 2012 года", — добавляет Студенкин.
При неблагоприятном стечении обстоятельств нефть упадет до $50 (Brent), рубль девальвируется на 40%, фондовый рынок потеряет 60% капитализации. "Если ситуация будет развиваться по пессимистическому сценарию, то предсказывать время выхода из кризиса не представляется возможным, так как кризис 2008 года был кризисом корпораций, которые переложили свои проблемы на государства, а текущая ситуация охватывает непосредственно государственный уровень, над которым уже больше ничего нет", — предостерегает аналитик. Для граждан России это выльется в рост безработицы и разгон инфляции.
Пока реализуется именно пессимистический сценарий — об этом свидетельствует рецессия в еврозоне, крупные проблемы с ликвидностью европейских банков и стагнация в США.
Игорь Чубаха Источник: rosbalt.ru.
Рейтинг публикации:
|