Наряду с акциями и облигациями на ММВБ и в РТС уже несколько лет торгуются паи ПИФов. Казалось бы, выбирай на вкус: биржевую прописку успели получить около трех сотен фондов всех типов и категорий. Только вот можно по пальцам пересчитать те из них, с чьими бумагами более-менее регулярно заключаются сделки. А чаще всего «стаканы заявок» безнадежно пусты: не видно ни покупателей, ни продавцов.
Лишний листинг. В докризисные месяцы порядка 75% объема всех биржевых операций с инвестиционными паями обеспечивали бумаги закрытых ПИФов. Это неудивительно: пайщикам открытых и интервальных фондов не обязательно идти на биржу, заявки на покупку и погашение принимают сами управляющие. Владельцы паев закрытых ПИФов такой возможности лишены. Как правило, у них есть один способ вывести капитал из фонда - найти на рынке покупателя на свой пакет. Биржа упрощает решение этой задачи.
Когда формировались первые по-настоящему рыночные закрытые ПИФы, инвесторов заманивали, обещая создать ликвидный вторичный рынок паев. Удалось это или нет - вопрос спорный. Так, президент группы «АГ Капитал» Альберт Гавриков, в чьем ведении находится, в частности, закрытый фонд недвижимости «АГ Капитал Интерра» с активами на 7,1 млрд рублей, отвечает на него утвердительно. С января по сентябрь прошлого года с паями фонда на ММВБ было заключено 12,5 тыс. сделок суммарно на 1,7 млрд рублей. На классическом рынке РТС оборот составил $36,5 млн. Весьма приличные результаты.
Почему же в конце прошлого года пришлось спешно проводить делистинг на ММВБ, где фонд фигурировал в высшем котировальном списке? «Ликвидность на всем рынке сильно упала, и если до кризиса мы задумывались о выходе на зарубежные площадки, то теперь решили не разрываться между российскими», - говорит Альберт Гавриков. В РТС бумаги «АГ Капитал Интерра» по-прежнему в котировальном листе А1. Эта биржа привычнее для институциональных инвесторов, особенно иностранных, которые есть среди пайщиков. Кроме того, по новому законодательству фонд доступен только квалифицированным игрокам. Сейчас к таковым относится порядка 95% из примерно 300 владельцев паев. Добровольный отказ от услуг ММВБ с ее армией частных инвесторов отсекает потенциальных покупателей, которым все равно в дальнейшем пришлось бы пересматривать портфели.
С января на классическом рынке РТС паями «АГ Капитал Интерра» наторговали лишь на $94 тыс., в биржевом секторе этой площадки - на 828 тыс. рублей.
«А где сейчас увидишь высокую ликвидность? Посмотрите на сектор облигаций или акций хотя бы второго эшелона - о третьем можно забыть на несколько лет», - продолжает тему генеральный директор УК «Универ Менеджмент» Виктор Шахурин. Его компания управляет закрытым «Паевым фондом недвижимости» (чистые активы - 435 млн рублей), который с 2007 года входит в список А1 на ММВБ. «Мы, конечно, предпринимали действия по повышению ликвидности. Были достигнуты соглашения с несколькими брокерскими компаниями о поддержании котировок. Но кризис, сопровождаемый стагнацией на рынке недвижимости, не способствует активным торгам».
С начала года заключено всего девять биржевых сделок с бумагами «Паевого фонда недвижимости» на 12,4 млн рублей. В первом квартале 2008-го прошло десять сделок на аналогичную сумму. Вызывает удивление, что с июля вопреки всем катаклизмам редкие операции регистрируются почти по одной и той же цене - 650-700 тыс. рублей за пай. Виктор Шакурин отметает подозрения в их нерыночном характере: «Некоторые активы в составе фонда были оценены достаточно консервативно, хотя практически все объекты уже введены в эксплуатацию и прошли госрегистрацию права собственности. То есть они лишены рисков незавершенного строительства. Если же учитывать девальвацию, то рублевая стоимость пая адекватна падению валютных цен на недвижимость».
Даже сейчас биржевой рынок паев «АГ Капитал Интерра» не умер, операции проводят реальные продавцы и покупатели, уверяет Альберт Гавриков. Поэтому признаваемая котировка, для получения которой требуется определенное число сделок за квартал, отражает реальную оценку фонда. С сентября по февраль его пай в РТС подешевел на 55%.
Сам себе маркетмейкер. В июне 2007 года на ММВБ состоялось первое размещение ценных бумаг в только что созданном секторе инновационных и растущих компаний (ИРК). Дебютировал вовсе не эмитент акций, а закрытый фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Финам - Информационные технологии». Инвесторы приобрели допэмиссию паев на 500 млн рублей. В категорию «голубых фишек» с таким free-float войти невозможно, однако бумаги не отнесешь и к неликвидам. За последние полгода с ними заключены сделки на 87 млн рублей - 11-е место среди ПИФов на площадке. Это сопоставимо, например, с биржевым оборотом по акциям «Белона», «Дикси», «Калины».
УК «Финам Менеджмент» хотела бы видеть более активную торговлю, рассказывает ее генеральный директор Андрей Шульга. Так, с 12 марта фонд переведен в котировальный лист А1. Ведь отдельным инвесторам, в частности пенсионным фондам, страховым компаниям, разрешено вкладываться только в бумаги из высшего списка. Кроме того, «Финам» даже в кризис выступает маркетмейкером по паям фонда. Правда, по словам Андрея Шульги, холдинг участвует не более чем в 10% сделок. По наблюдениям «Ф.», в биржевом «стакане» постоянно присутствует совсем небольшой объем заявок на покупку - на 130 тыс. рублей, а предложение в несколько раз перевешивает спрос.
Как же быть пайщику, который решит продать более крупный пакет? Придется пытать счастья вне биржи, тем более что компания оказывает кое-какую поддержку. «Если к нам обратится потенциальный пайщик, то мы дадим ему контакты продавца паев и можем помочь с организацией сделки. Правда, процесс этот небыстрый: ожидание покупателя занимает от недель до месяцев», - по опыту знает Андрей Шульга.
Бессмысленно, но модно. К торгам на ММВБ допущены паи 306 фондов. Например, 16 и 17 марта сделки регистрировались с бумагами 20 и 18 ПИФов соответственно, да и то с учетом мелких транзакций на несколько тысяч рублей. И если биржевая «прописка» закрытых ПИФов выглядит оправданной, а низкая ликвидность в каждом конкретном случае имеет свое объяснение, то с открытыми и интервальными фондами дела обстоят иначе. «Нет ни одной причины, по которым они должны успешно торговаться на российских биржах», - категоричен директор по развитию фондов и доверительного управления УК «КИТ Фортис Инвестментс» Андрей Коровкин.
В перечень внесписочных бумаг ММВБ включены паи четырех фондов под управлением УК «Альфа Капитал». В компании не смогли объяснить «Ф.», зачем это было сделано. Биржевые сделки с ними не совершаются. Подобная судьба и у большинства других фондов. Управляющие пачками подавали документы для допуска инвестиционных паев к торгам, но эта необременительная процедура воспринималась, скорее, как модный имиджевый ход. О формировании реального рынка, очевидно, задумывались единицы.
Сейчас уже многие забыли, в чем заключалась изначальная идея биржевого обращения паев открытых и интервальных фондов. Инвесторы смогли бы максимально оперативно управлять вложениями - нажатием компьютерной мыши. Кроме того, выиграли бы региональные пайщики, которым неудобно приезжать в офис интересующей управляющей компании или ее агента. Есть и другие преимущества: на бирже бумаги поступают на счет моментально, их цена известна уже в момент заключения сделки.
Но предварительно нужно стать клиентом брокера и установить торговую программу на компьютер. «Сегодня большинство покупателей паев не имеют даже минимальных навыков биржевой торговли и предпочитают пассивные инвестиции на длительный срок, для них совершение операций через офисы продаж предпочтительнее», - приходит к выводу директор по инвестициям УК БФА Андрей Алексеев. А основной проблемой все-таки остается низкая ликвидность инструментов. Услуги маркетмейкера стали непозволительной роскошью в условиях нехватки свободных средств. Ведь для поддержания котировок на покупку и продажу приходится отвлекать ресурсы. Судя по всему, сама УК БФА отказалась от такой практики с августа. По крайней мере, с этого месяца на ММВБ перестали регистрироваться сделки с бумагами сразу всех ее ПИФов.
Надо заметить, что в пустых «стаканах заявок» котировки паев зачастую ведут себя неадекватно. Например, 18 марта на ММВБ прошло несколько микроскопических сделок с бумагами интервального ПИФа акций «БКС - фонд "голубых фишек"» по ценам, беспричинно расходящимся более чем на 40%. «Среди открытых фондов успехом на биржах могли бы пользоваться, пожалуй, индексные ПИФы. Расчетная стоимость их паев привязана к известным корзинам ценных бумаг, и ее нетрудно оценивать в режиме реального времени», - рассуждает Андрей Коровкин. Мировой опыт это подтверждает. Многие биржевые фонды (Exchange-traded funds, ETF) относятся к категории индексных.
Покупка на бирже паев фондов, повторяющих структуру фондового индикатора, - простой способ реализации индексной стратегии без рисков, которые присущи фьючерсным контрактам, солидарен Сергей Ковтуненко из «Тройки Диалог».
Запретили по ошибке. Между тем над закрытыми фондами нависла реальная угроза полного отлучения от бирж. Управляющие постепенно приводят документы в соответствие с новыми законодательными требованиями. И если ПИФ автоматически переходит в категорию доступных только для квалифицированных инвесторов, то публичное обращение его бумаг должно быть прекращено.Сейчас РТС и ММВБ приостанавливают торги паями по мере того, как регистрируются изменения в правила доверительного управления такими фондами. Но это временная мера. Как пояснили в ФСФР, коллизия будет разрешена после принятия поправок в рамках законопроекта об иностранных ценных бумагах, который прошел первое чтение в Госдуме. Биржевые сделки с паями будут признаваться непубличными, однако брокерам придется отсекать заявки покупателей, не относящихся к квалифицированным.