Минувший понедельник снова оказался черным для финансовых рынков. Падало все и по всему миру, начиная с азиатских торговых площадок и заканчивая американским Dow Jones. Особенно скверно чувствовала себя Европа, где с каждым днем крепнут опасения относительно дефолта Греции.
Хуже других чувствовали себя акции ведущих европейских банков. Так, бумаги немецкого Deutsche Bank упали на 6,58%, британского Barclays – на 1,72%, французского Societe Generale – на 10,75%. Одной из причин столь существенного падения акций ведущего французского банка стала просочившаяся в СМИ информация о возможном снижении агентством Moody's рейтингов сразу трех крупнейших французских банков – BNP Paribas, Societe Generale и Credit Agricole. Ценным бумагам этих кредитных организаций не везет уже достаточно давно. Их котировки активно снижались в цене на прошлой неделе. Давление на них обусловлено тем, что именно они являются одними из крупнейших держателей облигаций Греции, объемы которых измеряются миллиардами евро. Инвесторы опасаются, что дефолт Греции, расцениваемый многими практически как неизбежность, приведет к резкому падению стоимости этих активов, подорвав и без того слабые финансовые позиции.
Помимо банков в понедельник падали акции и других секторов европейской экономики. По итогам торгов британский индекс FTSE 100 снизился на 1,63%; немецкий DAX – на 2,27%, французский CAC 40 просел на 4,03%, швейцарский SMI – на 2,35%, голландский AEX потерял 2,76%.
Столь безрадостная оценка инвесторами перспектив европейских ценных бумаг связана с осознанием степени политико-экономического кризиса, поразившего Европейский союз и зону евро. Происходившее вчера пока еще нельзя назвать паническим сбросом европейских активов, но что-то близкое к этому, безусловно, имело место.
Примечательно, что в центре внимания уже не банкротство Греции как таковое. Похоже, что эта страна, очевидно не способная решить внутренние экономические проблемы без риска политического переворота, окончательно списана инвесторами со счетов и в последнее время рассматривается скорее как приложение к порожденным ею экономическим проблемам, чреватым колоссальными потрясениями в Европе.
Куда больше инвесторов беспокоит состояние последних "локомотивов" европейской экономики – Франции и Германии. В случае, если станет понятно, что их финансовое положение тоже находится под угрозой, экономическая катастрофа Европы станет исключительно вопросом времени.
Потенциал этих стран может оказаться подорванным, если власти Греции не смогут грамотно распорядиться предоставленной им помощью, что потребует от ЕС дополнительных финансовых усилий. Учитывая, что дела по сокращению расходов и стабилизации бюджета Греции идут ни шатко ни валко, вероятность подобного исхода достаточно высока.
Это прекрасно понимают и во Франции, и в Германии, где все чаще раздаются голоса в пользу бегства с тонущего корабля ЕС. "Немецкие избиратели не настроены на субсидирование государств-неудачников, – цитирует The New York Times Карла Вайнберга, главного экономиста High Frequency Economics. – В итоге правительство идет явно изоляционистским путем в попытке упрочить положение Германии, несмотря на риски ее партнеров по Евросоюзу".
Довольно неприятным сигналом стал уход в отставку немецкого представителя Европейского центрального банка Юргена Штарка. "Уход Штарка может быть расценен финансовыми рынками как очередное свидетельство растущего разочарования Германии в евро", – приводит The New York Times слова главного экономиста Barclays по Европе Джулиана Кэллоу.
Криком отчаяния можно считать заявление министра экономики Германии Филиппа Реслера, заявившего, что он больше не исключает банкротства Греции в целях спасения единой европейской валюты. "Для стабилизации евро больше нельзя даже в краткосрочной перспективе запрещать себе рассмотрение каких-либо идей", полагает Реслер. К таким идеям он относит и "организованное банкротство Греции, если для этого найдутся необходимые инструменты".
Таким образом, понедельник показал, что Европа окончательно вышла на грань экономической катастрофы с самыми непредсказуемыми последствиями. А может быть, даже и переступила ее. Источник: utro.ru.
Рейтинг публикации:
|