"Только тогда разгорится сильный огонь, когда каждый принесет дрова", – гласит китайская пословица. Теперь, когда мировая экономика вошла в период тяжелейшего за последние 70 лет кризиса, каждой стране нужно внести свою лепту, чтобы вновь "разжечь" мировой спрос.
Правительство США, планирующее в этом году дефицит бюджета в размере 12% ВВП, призвало своих партнеров из "большой двадцатки" принять дополнительные меры стимулирования экономики.
Неужели Китай – один из скупцов? Из опубликованного в начале марта бюджета страны видно, что КНР планирует дефицит на уровне всего 3% своего ВВП. Неужели обнародованный в ноябре прошлого года план развития инфраструктуры стоимостью 4 трлн юаней (586 млрд долларов), равный 14% ВВП Китая, – это большая "обманка"?
Нынешний план фискальных стимулов Пекина меньше, чем объявленный в прошлом году, тем не менее он самый большой в мире. Тот факт, что США намерены иметь дефицит бюджета в четыре раза больше китайского в пересчете на долю ВВП, не означает, что американский пакет мер по стимулированию спроса дороже. Америка начала год с гораздо большим дефицитом. В этом году дефицит американского бюджета вырастет намного выше, чем китайского, во многом потому, что из-за более глубокой рецессии сократятся налоговые поступления в бюджет США. Правильно оценить стоимость пакета мер стимулирования можно только исходя из изменения дефицита бюджета с учетом текущей фазы экономического цикла.
В Китае же даже с учетом этого реальная стоимость пакета стимулов будет выше, чем объявлено официально, поскольку некоторые инвестиции в национальную инфраструктуру будут производиться государственными компаниями или местными властями и финансироваться банками. По прогнозам эксперта UBS Тао Вана, программа центрального правительства по стимулированию экономики в виде инвестиций в развитие инфраструктуры, сокращения налогов, потребительских субсидий и роста расходов на здравоохранение составит в 2009 году 3% ВВП. Если добавить сюда расходы банков на развитие инфраструктуры, то общая стоимость пакета может достичь 4% ВВП.
В Китае инвестиции в развитие железных дорог, автомагистралей и электросетей уже на подъеме. За первые два месяца 2009 года суммарный объем вливаний в основные фонды в реальном исчислении был на 30% больше, чем в прошлом году, а инвестиции в железнодорожную сеть возросли в три раза. Китай много критикуют за то, что его программа фискальных стимулов сконцентрирована на инвестициях, а не на потреблении, но в краткосрочной перспективе для Китая это наиболее быстрый путь к повышению внутреннего спроса.
А как насчет другого инструмента стимулирования внутреннего потребления, а именно монетарной политики? С начала прошлого года Китай снизил учетную ставку в два раза меньше, чем американская ФРС. Новые данные показывают, что цены на потребительские товары, снизившиеся с начала года по февраль на 1,6%, – это первый "звоночек" дефляции, и свидетельство того, что Китай сделал недостаточно для стимулирования спроса. Но на самом деле это не истинная дефляция, при которой падение цен сопровождается сокращением денег в обращении и объема кредитования. За последний год объем банковского кредитования вырос на 24%. Истинный критерий успешности монетарного стимулирования – это не снижение учетной ставки, а то, удается ли с его помощью активизировать новое кредитование. Китай – одна из немногих стран мира, где с начала мирового кредитного кризиса объем кредитования увеличился (хотя надо учесть, что некоторую часть кредитов выдает государство).
Китай не только реализовал значительные меры по ослаблению налоговой и монетарной политики. Позволив юаню вырасти за последний год на 18% (если рассматривать индекс валютного курса, взвешенный по торговле), Пекин транслировал часть стимулирующего импульса другим мировым экономикам.
Важным вопросом является то, достаточно ли средств выделил Китай на пакет стимулирующих мер. За первые два месяца 2009 года объем экспорта упал на 26%, что больше, чем ожидалось, и, возможно, он снизится еще. Годовой темп роста промышленного производства за этот период также упал до всего лишь 3,8%, а рост розничной торговли замедлился до 15%. Однако показатели внутреннего спроса демонстрируют некоторые признаки восстановления. Продажи автомобилей и потребление электроэнергии выросли, как и инвестиции и банковское кредитование. По мнению экономиста Nomura Минчунь Суня, имеющегося пакета стимулов будет достаточно для обеспечения 8-процентного роста. При этом правительство четко дало понять, что если рост экономики останется слабым, то будут применены и другие меры фискального стимулирования.
Возможно, с помощью таких вливаний в текущем году удастся восстановить рост экономики до 8%, но если мировой спрос останется сниженным, то удержать такие темпы роста они не помогут. Для Китая необходимость изменить соотношение роста экспорта и внутреннего потребления в пользу последнего стала еще более настоятельной. Власти Поднебесной правы, когда говорят, что на увеличение государственных расходов на здравоохранение и систему соцзащиты, призванное уменьшить накопления домохозяйств, уйдут годы, что тем более говорит о необходимости ускорить реализацию таких программ. Если этого не сделать, то костер, в который подбрасывают дрова миллиард китайцев, может погаснуть.
© 2009 The Economist Newspaper Limited. Все права защищены.
Рейтинг публикации:
|