Что будет с долговым "пузырем" США - прогноз
2 августа 2011 года уже не за горами, а ситуация с повышением планки государственного долга США остается неясной. Все прогнозы уже озвучены, но к общему знаменателю по возможному развитию событий никто не пришел. Известно одно — даже в случае волевого решения властей страны о поднятии этого показателя выше текущих $14,294 трлн, структура и темпы роста госдолга США к настоящему моменту имеют признаки пирамиды.
Председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке своими выступлениями продолжает интриговать публику возможностью третьего раунда количественного смягчения (QE3), считает аналитик ФГ "Калита Финанс" Елена Туржанская. По ее словам, в результате спасательных действий, осуществленных с помощью QE1 и QE2, на балансе Казначейства США уже скопилась огромная сумма обязательств. "Если до кризисного периода (до 2007 года) государственный долг ежегодно рос в среднем на 1 триллион долларов, то впоследствии рост продолжился уже скорее в геометрической прогрессии, со знаменателем 1,2: с 10,2 триллионов долларов в 2008 году до 14,3 — в 2010. А в настоящее время его размер увеличивается в среднем на 3,7 миллиарда долларов в день", — подчеркивает эксперт.
На сегодняшний день долг каждого американца, включая младенцев, стал равен к 2011 году $45 тыс. по сравнению с $20 тыс. — в 2000. После отмены Бреттон-Вудской системы (когда каждый доллар имел обеспечение в виде определенного количества золота) считается, что госдолг обеспечен ростом налогооблагаемой базы. Однако со временем обязательства государства стали несоизмеримо расти с величиной залога. Вывод такой — источник финансирования долгов, растущий менее 5% в год, не может обслужить 14%-й темп роста госдолга. Правительство оказалось в ситуации, когда для того, чтобы расплатиться по старым обязательствам, оно вынуждено обременять себя новыми. В итоге, в настоящее время 42 цента из каждого доллара расходов федерального правительства взяты в долг. При этом если до кризиса заемный доллар увеличивал национальное валовое производство, то к концу 2009 года на каждый доллар долгов приходилось снижение ВВП на 45 центов.
Таким образом, даже в случае поднятия к 2 августу 2011 года планки потолка госдолга с нынешних $14,294 трлн, его структура и темпы роста к настоящему моменту имеют признаки пирамиды.
Важным фактором является то, что казначейские облигации США с незапамятных времен считались одними из самых надежных инструментов инвестирования, так как по мере того как расширялись рынки, объемы выпущенных бумаг увеличивались в соразмерной величине: спрос и предложение были сбалансированы. Однако кризис 2008 года изменил ситуацию. Если до кризисного периода годовой прирост правительственных обязательств составлял $200-300 млрд, то в 2008 году он увеличился до $1239 млрд. Общий же размер выпущенных облигаций к концу 2008 года составил $6338,2 млрд. В последующие года совокупные обязательства правительства США продолжали расти впечатляющими темпами: оказались на уровне $7781,9 млрд в 2009 году; $9361,5 млрд — в 2010; а по результатам первого квартала 2011 года — $9621,4 млрд.
Напомним, США по итогам последних лет должны до конца текущего года погасить $1,825 трлн, до июня 2012 года — $2,610 трлн, за 3 года — $4,839 трлн. Показатели обязательств 2011 года эквивалентны 12,5% номинального ВВП США. Еще нагляднее будет определить их в 130% от дефицита бюджета за 2010 год.
Подробности двух программ количественных смягчений (программы покупки гособлигаций) таковы — объем бумаг во владении ФРС увеличился с 740 млрд в 2007 году до 1,6 трлн — к концу июня 2011 года. Это значит, на данную сумму была увеличена денежная масса в обращении (без учета мультипликатора). Именно таким образом проводилась стимулирующая денежно-кредитная политика и именно таким образом финансировались государственные расходы. Облигации находятся на балансе ФРС, причем на сегодняшний день 92,1% баланса — это долгосрочные ценные бумаги, 56% из которых — облигации казначейства, отмечает эксперт. Однако в условиях насыщения рынков ликвидностью и разгона инфляции в стране продолжение скупки государственных облигаций на баланс ФРС вызывает большой вопрос. "Центральный банк" официально завершил 30 июня 2011 года QE2 и дает противоречивые сигналы о своих будущих действиях.
Встает законный вопрос — кто же, если не ФРС (в случае отказа от QE3), будет покупать в дальнейшем облигации федерального правительства для погашения огромного государственного долга и залатывания дыр в бюджете Америки? В стране второе место по размеру пакета казначейских облигаций делят с центральным банком Китая домашние хозяйства. В их владении свыше $1 трлн. Если до кризиса в портфелях населения можно было наблюдать тенденцию к сокращению доли облигаций правительства, то в 2009 и 2010 годах прирост составил $528,5 млрд (до 776,2) и $338,2 млрд, соответственно (до 1114,4). При этом львиную долю бумаг США держат иностранные участники. В настоящий момент на руках иностранцев (по большей части — центральных банков) находятся американские облигации на $4,51 трлн. Несмотря на приближение окончания QE2, в мае 2011 года Китай, Япония, Великобритания (три крупнейших держателя) увеличили покупки ценных бумаг США (на $7,3; $5,5; $13,5 млрд соответственно).
Однако есть и страны, которые в связи с напряженностью на рынках отказались от довольно крупных пакетов. В частности, Россия и Люксембург "сбросили" по $10 млрд.
Насколько сильно могут упасть доходности без присутствия на рынке сильного участника? Эксперты ФГ "Калита Финанс" полагают, что вера в экономику Дяди Сэма сохранится, а спрос на бумаги останется не прежнем уровне. В США даже в периоды кризиса инвесторы проявляли интерес к гособлигациям. И в последнее время этот интерес также никуда не исчез. В мире, наводненном американской валютой, центральные банки с огромными суммами валютной выручки просто не имеют альтернативных способов вложений.
"Таким образом, размещение новых выпусков казначейских облигаций было и будет, Конгресс поднимет лимит госдолга и в 75 раз (с 1962 года), а долговая пирамида продолжит набирать обороты. Привлеченные средства по-прежнему будут идти на выплаты по существующим обязательствам.
Глядя на показатели ускоряющегося роста госдолга, становится очевидно, что у современного поколения нет иного способа гасить свои обязательства, кроме как использовать преимущества доллара как мировой резервной валюты. Кстати, Совет по займам при министерстве США в начале февраля 2011 года уже порекомендовал правительству выпустить на рынок столетние облигации (в настоящее время максимальный срок долговых бумаг — 30 лет), официально переложив долговое бремя на будущее поколение.
Представляется, что долговой "пузырь" долларов схлопнется, как только американская валюта перестанет иметь статус резервной. А ведь уже несколько лет идут разговоры о новой единой валюте (например, специальные права заимствования SDR). Остается надеяться, что настоящему поколению не дадут обанкротиться (что сейчас и происходит), а будущее сможет исправить ситуацию", — резюмирует Туржанская.
Валентин Васспард Источник: bigness.ru.
Рейтинг публикации:
|