В конце 2008 года положение крупнейшей латвийской кредитной организации Parex banka существенно поколебалось, и если бы не своевременная помощь государства, возможно, банку не удалось бы вернуться на прежние позиции. Тем не менее на 2009 год у банка грандиозные планы, причем не только в Латвии, но и в России. О них и рассказал "Известиям" председатель правления Parex banka Нилс Мелнгайлис.
Известно, что Parex стал первым и единственным латвийским банком, который получил поддержку со стороны государства. Какую пользу банк смог извлечь от сотрудничества с государством?
Государственная поддержка для наших клиентов в нынешней экономической ситуации означает гарантию стабильности. Parex banka - первый, кто получил поддержку государства, и мы активно сотрудничаем с правительством Латвии и Международным валютным фондом (МВФ), чтобы преодолеть кризис по возможности быстрее. Дополнительно банк проводит серьезную работу по оптимизации расходов, что в ситуации экономического кризиса актуально для всех предприятий и организаций. Расходы на персонал мы снизили на 15%, а к концу года прогнозируем, что издержки будут уменьшены на 25%. Это возможность увеличить конкурентоспособность банка. Также мы можем предложить своим клиентам и другим организациям, в том числе государственным, опыт, который мы наработали в этой сфере, ведь Латвию в этом секторе ждут существенные изменения.
Латвия договорилась с МВФ о получении финансовой помощи, часть средств которой будет направлена на поддержку предпринимательской деятельности. Здесь Parex banka претендует на возможность направлять эти средства предпринимателям, учитывая, что крупнейшим акционером банка является государство и что у банка подобрана великолепная команда экспертов для этих целей. Распределение средств международной помощи - только одна из стратегических составляющих, мы сейчас исследуем новые возможности бизнеса, которые могут приносить прибыль банку в условиях кризиса. В целом планируем развиваться как стабильный и прибыльный балтийский банк, что будет гарантировать привлекательность банка в глазах стратегических инвесторов. Сейчас с Комиссией рынков капитала и финансов (FKTK, надзорная организация за банками Латвии) обсуждаем план, согласно которому самое позднее в апреле будут отменены временные ограничения на деятельность банка, введенные в декабре 2008 года, но здесь много условий. Однако главное - народному хозяйству Латвии необходимы средства, и банк вернется к кредитованию. В целом ситуация сейчас стабилизировалась, и к нам приходят новые вкладчики. Мы постепенно начинаем возвращать доверие, которое частично потеряли в конце прошлого года.
Недавно банк сообщил, что одним из владельцев его акций может стать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Превращаются ли планы по привлечению стратегического инвестора в реальность?
ЕБРР сейчас проводит due diligence (детальное изучение проекта, в ходе которого досконально исследуются все его аспекты. - "Известия") в банке, проверку планируется завершить в феврале и затем будет принято решение об участии в акционерном капитале Parex. Сотрудничество с ЕБРР было бы очень хорошим сигналом для наших клиентов, поскольку существенно вырастет стабильность банка, мы получим богатейший опыт и влиятельного мирового партнера. Обычно ЕБРР участвует в банках как малый акционер, поэтому дополнительно будут проходить работы по поиску стратегического инвестора. Важно сначала заручиться поддержкой участников синдицированных кредитов, которые были получены банком. Ведь многие банки из Европы и других регионов мира уже высказали интерес к приобретению наших акций. Parex banka работает в достаточно обширном регионе, так что интерес к банку был и раньше, и я не вижу причин, по которым его не может быть сейчас. Но, конечно, рыночные условия очень тяжелы, и трудно прогнозировать, что в короткое время мы сможем обеспечить очень выгодное предложение, которое могло бы удовлетворить правительство Латвии. Важный вопрос при выборе покупателя Parex banka - способность финансировать банк. Это очень важный вопрос. Столь же серьезный, как и вопрос цены, если не важнее. Существует два варианта развития событий. Первый сценарий - предложение покупателя, которое связано с заменой государственного финансирования в банке, например, покупатель предлагает заместить вложенные государством миллионы латов кредитом, и таким образом выкупить акции. Второй вариант, который можем предложить, - купить акции, не замещая их деньгами. В этом случае государство может ожидать существенно более высокую цену.
Многие клиенты латвийских банков находятся в России и странах СНГ. Как обстоит общая ситуация в латвийских банках?
Оттепель глобального кризиса ликвидности - важная предпосылка того, чтобы в Латвии возобновилось какое-либо активное кредитование. Со времен общей истерии на рынке, в которую впал финансовый сектор после банкротства Lehman Brothers, ситуация существенно улучшилась. Об этом свидетельствует снижение межбанковских рисковых премий в Европе и Америке. Однако условия еще далеки от того, чтобы можно было сказать, что мировая банковская система функционирует в нормальном режиме. Об этом свидетельствует хотя бы статистика кредитов. Например, в Еврозоне объем выдачи кредитов домашним хозяйствам на покупку жилья с сентября 2008 года снизился на 40 млрд евро. Такого не было на протяжении многих десятилетий. Аналогичные тенденции отмечены в других сферах - динамика кредитов, выданных предприятиям, и пр.
Причин этого процесса - несколько. С одной стороны, у банков Европы и США в настоящее время одной из главных задач является рефинансирование нынешних долговых обязательств, которые, главным образом, краткосрочны. Если посмотреть на структуру обязательств трех активно работающих у нас скандинавских банков, то увидим, что крупнейшая часть долгов ожидает своего погашения в этом или следующем году.
С другой стороны, заемщики не особо активны. Предприятия не кредитуются так активно, поскольку подавлены падением оборота, а потому - снижают объемы инвестиций, к тому же - кредиты стали дороже. В свою очередь, домашние хозяйства не кредитуются, поскольку в условиях падения экономики дают о себе знать ранее накопленные массы взятых кредитов. Да и динамика цен на недвижимость не мотивирует на приобретение и получение кредитов. Так что стабилизация цен на недвижимость может быть весьма хорошим сигналом к тому, чтобы рынок кредитования начал оживать.
Одним словом, в ближайший год в перспективе сложно увидеть причины, по которым кредитование в Латвии может опять набрать обороты. Скорее всего, мы, наоборот, увидим абсолютные показатели снижения кредитной массы. В системе выдачи кредитов сейчас наблюдается круговорот - чем ниже падает активность кредитования, тем сильнее замедляется экономика. Чем меньше банки хотят кредитовать - тем меньше клиенты хотят получать кредиты. Один из способов, как разорвать эту зависимость, - приход на рынок государства, например, с гарантиями, аналогично тому, как начинают практиковать США и страны Европы.
Как вы оцениваете ситуацию в банковской отрасли России? Как может повлиять мировой финансовый кризис на российские банки, на их клиентов?
Ситуация в банковской отрасли любой страны сейчас не самая хорошая. В том числе и в России, где в результате кризиса, несомненно, произойдет процесс консолидации банковского сектора. Стабилизирующим фактором в России является присутствие государства в банковском секторе, которое будет увеличиваться. По этой причине я не думаю, что российский банковский сектор переживет системный кризис - государственные банки будут иметь доступ к достаточному объему ресурсов.
Что бы вы посоветовали клиентам банка в России и Латвии - в каких валютах делать накопления? Как вести себя в данной ситуации? Можно ли доверять коммерческим банкам?
Доверять крупнейшим банкам с долей государственного капитала можно и нужно. Накопления рекомендовал бы делать в долларах и евро - валюты развивающихся стран, скорее всего, будут продолжать девальвировать по отношению к крупнейшим мировым валютам.
Какие инструменты на рынке являются стабильными и надежными с точки зрения накоплений? Какие инструменты для накоплений "в моде" у жителей Латвии и Евросоюза?
Сейчас мы рекомендуем инвестировать в правительственные облигации, краткосрочные депозиты, денежный рынок. Надо держать деньги в ликвидных инструментах - чтобы иметь возможность купить активы тогда, когда будет хорошая возможность. В ближайшие месяцы такие возможности будут появляться в различных сферах - в рынке акций, недвижимости. Но пока благоприятный момент для рискованных инвестиций еще не настал.
Какие услуги и продукты планирует предлагать банк в России физическим лицам и малым, и средним предприятиям?
Российский рынок остается одним из главных приоритетов нашей стратегии. Мы планируем продолжать обслуживать российских клиентов, предлагать более широкий спектр продуктов как частным клиентам, так и компаниям. У нас очень успешный лизинговый бизнес, и мы планируем продолжать работать в этой нише. Будем расширять предложение по услугам управления капиталом, wealth management и private banking. Мы планируем существенно усилить свои позиции на российском рынке, поскольку в результате кризиса конкуренция уменьшается, и у нас появляются новые возможности.