За три месяца российский рынок акций обвалился на 21.2% (с 20 мая по 19 августа) – в сопоставимом сравнении это наихудшая динамика за 20 лет за исключением кризисных периодов.
Было ли больнее? Да, конечно: обвал на 48% к 24.02.2022 (СВО, отток нерезидентов, санкционный удар), обвал на 28.5% к 18.03.2020 (COVID, локдауны, ожидания коллапса экономики), резкое снижение на 26% к 04.10.2011 (резкий отток нерезидентов на волне банковского кризиса в Европе), коллапс втрое к окт.09 и падение на 25% к янв.05 (бегство нерезидентов из-за дела Юкоса).
С 2005 года сопоставимое или более мощное снижение случалось пять раз, три раза из которых это было связано с макроэкономическими причинами и совпало с реальным кризисом в экономике и дважды связано с мощным конъюнктурным оттоком нерезидентов.
Рынок рухнул до уровней июня прошлого года, а относительно денежной массы находится в области исторического минимума и не так далеко ушел от минимумов 2022.
В этот раз давления нерезидентов почти нет – все либо ушли в период с 2014 по фев.22, либо имеют стратегическое позиционирования на правах прямых инвесторов.
??Может ли падение рынка быть связано с июньскими санкциями США, в которых предполагается более усиленный экстерриториальный контроль (с рисками вторичных санкций) и заражение инфраструктуры Мосбиржи (внесение в SDN бан)?
Частично да, но не основная причина. Почти половину от падения реализовали до объявления санкций и продолжают активно падать после 13 августа (время дедлайна на закрытие операций с Мосбиржей).
??Может ли падение рынка быть обусловленным кризисными процессами в экономике России? Кризиса в экономике нет, хотя присутствует сильнейший с весны 2022 негативный импульс (https://t.me/spydell_finance/5941) за последние два месяца, но от фазы быстрого расширения перешли к фазе умеренного роста, но это рост, по крайней мере, на данный момент и даже не рецессия.
??Связано ли падение рынка с оттоком/бегством нерезидентов в связи с потенциальным обострением геополитического трека? В 2022 это однозначно было, причем на протяжении всего года и частично в середине 2023, но не в 2024, т.к. явным маркером реализации подобного сценария было бы давление на рубль.
??Может кризис ликвидности, проблемы с банками и инвестфондами? Оперативный анализ банковской отчетности не фиксирует каких-либо проблем с российскими банками.
Хотя я неоднократно говорил о рисках реализации кредитного риска, недоинвестировании в создание резервов по кредитным потерям и рисках снижения прибыли, однако, экспозиция в рынке акций ничтожна и в отличие от США и Европы, эти процессы никак не влияют напрямую на рынок акций.
Так что же с рынком в условиях, когда депозитная база населения распухает до 50 трлн руб (без учета инвестиций в фонды денежного рынка)?
Следует понимать, что минимум 95% участников финансового рынка абсолютно слепы и достаточно некомпетентны в адекватном понимании глубинных процессов в экономике и бизнесе, с трудом различая наименование тикеров, не говоря уже о внутренней архитектуре и специфике компаний.
Единственное, что движет толпой – наличие свободных денег и желание инвестировать, т.е. достаточная концентрация дури. Деньги вроде бы есть, а желание?
Концентрация идиотизма всегда питается трендом и силой импульса. Чем устойчивее восходящий тренд и чем сильнее растут котировки – тем выше количество желающий участвовать в этой игре.
Пока рынок рос с мар.23 по сен.23 – были объемы и подпитка тренда блуждающими спекулянтами и лудоманами, но как только тренд сломался – вся спекулятивная конструкция начала рассыпаться.
Почему тренд сломался?
Резкая смена политики Банка России с авг.23 (я очень подробно описывал эти процессы год назад и аргументировал причины невозможности дальнейшего роста рынка).
Высокие ставки не позволяют консолидировать крупный капитал в рынке акций, т.к. безрисковые инструменты создают ультимативную альтернативу.
Но, черт побери, как же растет эта американская паскуда с сильнейшим пампом в истории человечества, когда дивидендная доходность стремится к 1%, тогда как низко-рисковые инструменты дают в 4-5 раз выше доходность?
Концепция «невозможности роста акций в условиях высоких ставок по безриску» актуальна для «компаний стоимости», т.е. бизнес с низкими темпами роста и сформированной, предсказуемой структурой бизнеса, где отсутствуют или невозможны радикальные изменения или трансформации.
Американский рынок растет на «компаниях роста» (тот самый ТОП-7), где высокая структурная подвижность, бизнес находится в активной фазе экспансии с высоким потенциалом роста. Да, конечно, отклонение минимум в 1.7 раза от справедливой стоимости по верхней границе, а рост основан на ИИ-галлюцинациях, но структура бизнеса предполагает быстрые изменения.
В России нет емких «компаний роста» относительно выручки, прибыли и капитализации всего рынка, за исключением избранных имен среди технологического сектора (Яндекс, ВК, Диасофт, Астра и другие), но они не оказывают решающее значение и имеют свои проблемы – ограничение масштабирования из-за закрытия глобального рынка.
На рынке, как и всегда доминируют нефтегаз, металлурги, электроэнергетика и финансовый сектор. Доминирующие компании в структуре российского рынка акций являются «компаниями стоимости», где приоритетной оценкой является норма дивидендной доходности, которая проигрывает безрисковым инструментам.
Показывая более низкую дивидендной доходность, доминирующие компании сейчас и в ближайшей перспективе в основном генерируют только риски и проблемы (падение цен на сырье, санкционные угрозы, нестабильная клиентская база, рост издержек и т.д), что в контексте условий (высокая доходность безриска) не позволяет консолидировать крупный капитал в этом направлении.
Хотя часть инвесторов все же распределяет денежный поток в акции, но фактор дивидендов сходит на нет. Рынок был устойчив до мая на ожиданиях дивидендной доходности и балансировался на фактическом распределении дивидендов в июне-июле. В августе дивидендный фактор полностью ушел – нет ожиданий, за исключением локальных промежуточных дивидендов в 4кв24, но и нет денежного потока от распределенных дивидендов.
Что имеем?
Нерезидентов на рынке нет, крупный российский капитал не заинтересован в рынке при текущем балансе рисков и уровне доходности безриска, а спекулянты и лудоманы были срезаны затяжным боковиком – разочарованы и капитулировали.
Почему при депозитах в 50 трлн нет притока денег в рынок? Крупный капитал уже встроен в рынок и расклады здесь описаны выше.
По остальным потенциальным участникам: главная причина низкого проникновения рынка акций в структуре сбережений домашних хозяйств заключается в низком доверии к подобному типу инвестиций и в отсутствии культуры инвестирования, что связано с недостатком финансовой грамотности.
Низкое доверие к рынку можно решить через качество корпоративного управления, обращенное в сторону повышения лояльности инвесторов через рост доли акционерной политики (дивиденды и байбэк) в структуре распределения денежных потоков, повышение открытости и качества корпоративной отчетности, усиление диверсификации структуры рынка (расширение представленных секторов в рынке, а не только сырьевые компании). Все это долгосрочные процессы.
Что может развернуть российский рынок? Смягчение ДКП и/или появление триггеров к росту компаний (рост сырья, как наиболее вероятный сценарий, т.к. ослабление санкций даже не рассматривается).
Краткосрочно, сейчас рынок акций интересен - реверсивные импульсные движения на таких уровнях вполне вероятны, но среднесрочного потенциала пока нет, по крайней мере, до цикла снижения ставок.
Источник: spydell.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|